Политики и государственные деятели
 ВСТУПЛЕНИЕ | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Ю Я | СТАТЬИ
UA | RU




:: СТАТЬИ ::

ProUA 12.04.07
ProUA 15.07.05

:: ::


:: ::


:: ::


 

HOMO POLITICUS

Война за телеканалы

Письмо журналистов больше похоже на истерику, которая не хуже, чем та, которую устроил "перед их мордами" сам Ющенко. И это общее состояние большинства людей. Общество эмоционально перегрелось во время революции.

Положительный, а для другой части населения – отрицательный стресс привел к перевозбуждению, которое граничит с массовым психозом. Я это вижу с точки зрения информационника – динамизм наших внутренних событий на порядок выше того, к которому мы привыкли. В отпуск пойти проблема: когда-то мертвый сезон (июль-август) по своему драматизму не уступает периоду избирательной кампании.

Причем, маятник общественных эмоций, доведенный Майданом до пика полгода назад, пошел в другом направлении. Поляризацию положительного революционного заряда коротнуло на "минус". На лицах людей застыл нескрываемый ужас: что происходит, и главное, классическое – ВСЕ ПРОПАЛО! И мы за это мерзли на Майдане!

Миллионы людей ожидали продолжения банкета – феерической рождественской, оранжевой сказки – в течении первого месяца – преодоления коррупции. Потом еще несколько недель на приход в страну настоящих миллиардных инвестиций, где-то к окончанию года вступление в ВТО, после этого экспансия на мировые экономические рынки, и где-то на вторую-третью годовщину оранжевой революции триумфальное вступление в НАТО и ЕС.

На фоне такого сценария все, что происходит в стране теперь, напоминает настоящий Армагедон. Перед нами две крайности. Если попробовать спокойно, без послереволюционной истерики посмотреть на то, что происходит в стране, можно сделать неожиданное открытие: Первое – на нас не напали марсиане и жизнь, как не удивительно, продолжается.

Причем, люди продолжают любить друг друга а биг-борды на улицах напоминают, что нас должно быть 52 миллиона. Если посмотреть еще глубже, можно увидеть, что продолжают работать все наши электростанции, системы коммуникаций, почта, телеграф и все остальное (Интернет – особенно эффективно).

Правда, нас очень огорчила ложь министра Зварыча, грызня в центрах государственной власти и подорожание бензина (а соответственно и остальных необходимых вещей).

Обстоятельства неприятные. Но не смертельные для независимой демократии – даже машин на улицах не стало меньше.

Вместе с тем, Украина в очередной раз показала свою фартовость – юрисдикция новой власти довольно быстро распространилась на области, заштрихованные синим цветом, а сепаратизм осудили даже его авторы.

Масс-медиа без руля и парусов с Банковой рулят каждый в свою сторону, а цензурой, которая надвигается на страну, пугают только политологи, которые время от времени выстраивают ужасные сюжеты-страшилки. И при этом на миллионах лиц – отчаяние и гнев – "и за это мы голосовали".

Украинцы очень эмоциональные. Украинцы романтики, а не реалисты. Возможно, лишь украинцы готовы сначала поверить в сказку, а потом ее уничтожать – начинать капитуляцию в момент своего высочайшего триумфа. Причем, первыми бросают оружие, знамена и барабаны и убегают из окопов именно те, кто вел людей вперед.

Тогда, когда я видел объединенный Майдан, я искренне гордился своей принадлежностью к этой большой европейской нации. Мой друг сказал: "А знаешь, мы очень взрослые. Мы сделали революцию даже никому не сломав при этом челюсть". Теперь, всего через несколько месяцев, я хочу этой нации дать одну большую коллективную пощечину – чтобы люди успокоились, открыли глаза и поняли, что НИЧЕГО ЕЩЕ НЕ ПРОПАЛО.

Как писал один большой француз в момент оккупации его страны – "сердце моей Родиной бьется и оно способно отторгнуть от себя вредные остатки". Мне удивительно, что люди, которые бросались на баррикады и под колеса автобусов, быстро втянулись в партийные интриги, рассчитанные на март следующего года или дали завладеть собой неоправданным, гипертрофировано увеличенным страхам и отчаянию.

Если в этой стране есть мужчины (женщинам тоже это разрешается) – надо прекратить эту удивительную истерику.

Что происходит вокруг семьи Ющенко?

Конечно, Ющенко был обречен на публичные атаки. Во время интервью во времена революции я ему об этом сказал – вы понимаете, что после победы на вас нацепят всех собак? Речь шла не только об экономике...

Я знаю Сергея Лещенко как журналиста. Он таки работал на свободу слова. Помню эпизод в Австрии, на саммите президентов – пока большинство журналистов распаковывали чемоданы в отеле, Сергей успел устроить тихую панику в окружении Кучмы – поэтому доложили, что журналист из "Украинской правды" пытается продраться в его апартаменты, чтобы выяснить, сколько украинцам стоят все эти президентские люксы.

Еще до последних выборов все знали, что Ющенко и его жена далеко не бедные люди. Думаю, что сторонники материального равенства всех людей планеты голосовали, скажем, за прогрессивный социализм.

Возможно – за коммунистов – хотя и главные коммунисты тоже ездят не на "Тавриях" и научились зарабатывать неплохие деньги в политике. Проблема, как я вижу, не в достатках первой семьи, а в том, что президент не сказал правды относительно всех этих чешских номеров, пентхаузов и "БМВ".

С формальной точки зрения вроде бы все правильно – запутался в объяснениях, по-хамски повел себя на пресс-конференции (кстати – защищая своего сына) – на гильотину, плиз. Ведь на западе стерли бы в порошок, не ли так? Не так.

Америка в свое время простила своему президенту откровенную ложь – американцы четко отличили личные дела семьи от национальных и оставили это удовольствие для Хилари – судить о нравственности своего мужа, а себе оставили президента. Кстати – успешного президента. Девочек Путина два джипа – целый подраздел "Альфы" сопровождает – за государственный счет, имейте в виду.

У нас президент платит за охрану своего сына. Но украинцам лица мордоворотов не нравятся. Интересно, на кого охранник должен быть похожий? Неужели нация готова наблюдать реал-таймовый сериал под названием "похищение сына президента"? С целью шантажа, влияния на отца, психологического слома, выкупа, в конце концов.

Неужели нам в самом деле ТАКИХ шоу в реальном времени хочется? Вот тогда мы будем настоящей страной, где жесткий маразм побеждает любой толк.

Теперь собственно о свободе слова. Символично, что именно Виктор Ющенко одним из первых проверил на собственной шкуре зубы акул пера. От людей, которые работают на когда-то провластных телеканалах, знаю, что там ждут, чтобы им спустили из секретариата президента пусть маленькое указание (как в добрые старые времена) – кого и как нужно показывать. Народ с нетерпением ждет "беспредела"). Это будет сигнал для редакционного бунта.

Проблема в том, что указаний нет. Далее - журналисты требуют у Ющенко извинений. Правильно – если речь идет о создании четвертой власти, нужно принудить себя уважать. Так сказать, "круто стать на районе". Но, если ради справедливости продолжить эту идею – много ли журналистов, которые за деньги превратили свой профессиональный цех на мясную лавку, извинились перед народом Украины за все то, что они выливали на головы своих сограждан во время всяческих выборов?

Позитив кризиса

Украинская журналистика поставила очень высокую планку. Отныне в этой стране не существует земных богов. Бог, в конце концов, переместился на небеса. В таких условиях СМИ имеют шанс начать войну сразу на два фронта (в данном случае доктрина Бисмарка не актуальна). С властью потому, что априори не бывает (для нас, сторожевых псов) хорошей власти. А с оппозицией потому, что она уже была властью, знаем.

Итак, есть надежда, что пусть какая-то часть наших журналистов будет работать по принципу: бей белых, пока не покраснеют и бей красных, пока не побелеют. И если эта планка поставлена уже так высоко, ее нужно держать.

В частности, требовать объяснений – каким образом чиновник-политик покупает себе квартиру в небоскребе в Мариинском парке и сопоставить этот факт с его официальной зарплатой. Не быть идиотами и не верить предложенной мистификации о том, что 500 роскошных авто в нашей стране, где движимое и недвижимое имущество не успевают строить и завозить, нельзя продать, а на вырученные средства что-то сделать для, скажем, бездомных детей.

А потому нужно по две машины отдать губернаторам (взятка за следующие выборы?) – этим "самым бедным" представителям правящей элиты, которым для полного счастья не хватает всего "Фаэтонов" и "Туарегов" с четырелитровыми двигателями. (Это сельская медицина на дореволюционных УАЗиках пусть жизнь людям спасает).

В общем, несправедливости и обмана, а иногда и простого человеческого предательства вокруг нас столько, что работы хватит многим поколениям выпускников всех украинских институтов журналистики. Но, если подобных расследований (кроме этого) не будет, лично я не смогу бороться с подозрениями, что нынешняя история с мочиловом семьи Ющенко была инфицирована за пределами журналистской тусовки.

Думаю, следует родителям оставить процесс корректировки воспитания своего сына – это суверенное право каждой семьи. Детей должны воспитывать родители, а не комсомол, гитлерюгенд или "Украинская правда". Баста.

А журналисты в самом деле должны пускать власть на фарш. За отсутствие обещанных инвестиций. За то, что налоговая продолжает террор против малого бизнеса. За мафию, которая, слегка пошатнувшись после революции, восстанавливает свой контроль над страной. За власть, которая иногда напоминает террариум. За систематические подорожания жизни.

И здесь мы возвращаемся к началу: люди требуют продолжения новогодней сказки. С немедленным счастливым хеппи-эндом. А на самом деле, все только начинается. Мы вступили в период, как предсказывал Вацлав Гавел, больших разочарований. Это логический процесс. Моральную депрессию прошли в свое время та же Чехия и Польша. Все зависит от того, не сожжем ли мы сами себя на этой дороге – снаружи и внутри.

Дмитрий Тузов – главный редактор информационно-аналитической службы телеканала "Тонис,