Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 14



перечеркиваются. Ориентация на «технологический дискурс» ведет в пропасть. Значит, России надо искать другие пути в будущее и другие средства выхода из кризисного состояния. С этим согласиться нельзя. И настораживает проповедь антиинтеллектуализма. Научный рацио нализм вроде бы устарел уже и принадлежит прошлому Говорить в этом духе сейчас тоже модно. Но я бы назвал эту моду своеобразным псевдонаучным популизмом, рассчитанным на дешевый эффект. Если принять эту точку зрения, то теряет смысл задача развития интел лектуального потенциала.

Вместе с тем антисциентизм как духовная оппозиция науке способен выполнять и определенную позитивную функцию, анало гичную любой конструктивной оппозиции, заставляя оппонента более осторожно и с учетом всех обстоятельств проводить свою линию.

Когда антисциентисты заостряют внимание на опасных для чело века и общества направлениях развития науки и начинают борьбу против вредных последствий ее применения, неплохо ученым прислу шаться к их голосам, проанализировать критику с точки зрения того, есть ли в ней нечто рациональное. Но антисциентизм иногда высту пает с открытым или завуалированным отрицанием науки, ее поло жительного значения для будущего человечества. Такой «экстремист ский антисциентизм» смыкается с обскурантизмом и должен быть отвергнут.

Взаимосвязь духовного и интеллектуального начал культуры имеет еще один аспект — отношение религии и науки. Религия — воплощенная духовность, наука, как уже говорилось, — интеллектуальное начало в чистом виде. С момента возникновения наука и сосуществовала с религией и противостояла ей. Современная наука и возникала в лоне религиозного сознания и завоевывала себе право на существование в борьбе с религией. Религия и отвергала положения науки, противо речащие ее догмам, пытаясь подчинить себе науку, и стремилась снять противоречия между ними путем соответствующей интерпретации ее положений. Последняя тенденция в их взаимоотношениях усиливалась по мере прогресса науки и продолжается до сегодняшнего дня.

Один любопытный пример. У Цицерона есть работа «О природе богов». Он начинает ее с утверждения, что признание существования богов правдоподобнее их отрицания. Философы в споре о богах

Новости