Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 29



цивилизованного общежития. В этом случае такого рода мнения и соответствующая им практика выступают как «особое дело» опреде лённых культурных, этнических, социальных групп. Терпимость в данном случае обосновывается тем, что различия во взглядах, не относящихся к вопросам истины и основных моральных, правовых, политических норм, индифферентны к основным ценностям цивили зации и не препятствует нормальному общежитию. Различные соци альные, культурные, этнические группы могут иметь свои церкви, школы, культивировать свой язык, иметь свои обычаи. Недопустимо вмешиваться в эти дела со стороны (со стороны правительства, если речь идёт, например, о существовании этнических меньшинств на территории большого государства, или со стороны одного государства по отношению к другому). Основным для нормальной жизни в обще стве и для мирных взаимоотношений разных обществ и культур счита ется согласие в понимании основных моральных норм и того, что установлено в познании (в частности, в науке). Очень важно отметить, что с точки зрения данного понимания толерантности различия в спец ифических цивилизационных ценностях будут постепенно умень шаться по мере развития человечества, так как усиление взаимодей ствия разных цивилизаций и этносов, необходимость совместного решения практических проблем будут неизбежно вести к этому.

Толерантность при таком её понимании выступает как безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество.

Второе понимание толерантности исходит из того, что нельзя принять ту предпосылку, из которой исходит первый способ пони мания, а именно: что существуют такие истины познания и нормы социального общежития, которые могут быть бесспорно и убедительно для всех установлены. Данное понимание опирается на результаты современных культурно-антропологических исследований, на неко торые результаты анализа истории науки, социального исследования научного познания, на некоторые современные концепции в фило софии науки. Согласно данному пониманию, религиозные, метафи зические взгляды, специфические ценности той или иной цивилизации не являются чем-то второстепенным для деятельности человека и для

Новости