Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 33



цивилизации, нечто глубоко ей чуждое, но как необходимое условие её плодотворного развития и как механизм развития культуры в целом. Это уже не просто плюрализм, а полифония, как выражался Бахтин, т. е. диалог и глубинное взаимодействие разных позиций.

Диалог — это вообще более высокая форма развития как индиви дуальной идентичности, так и идентичности той или иной цивили зации. Это нечто большее, чем простая толерантность. И это более высокая форма уважения к чужому, чем та, которая предполагается простой толерантностью. Сегодня, как я уже отметил, этот диалог не может затрагивать глубинного ядра цивилизации (так же, как и глубин ного ядра личной индивидуальной идентичности). В отношении этого ядра поэтому можно и нужно практиковать толерантность. Но будущее человека и культуры, по моему глубокому убеждению, связано именно с диалогом, при этом таким, который будет затрагивать также и ядро идентичности. Ибо только диалог даёт возможность не только сохра нить, но и развить, т. е. в чём-то изменить идентичность. А совре менный этап развития человечества как раз и предполагает динами зацию всех социальных процессов, в том числе динамизацию идентич ности: как индивидуальной, так и коллективных (в частности, иден тичности цивилизаций).

* * *

Что же означает межцивилизационный диалог в современных условиях?

Я хочу подчеркнуть, что диалог — это особая форма коммуникации. Диалог означает, во-первых, что собеседники имеют разные позиции по какому-то вопросу. Во-вторых, он предполагает, что каждый из собеседников исходит из ценности рационального обсуждения, из того, что существуют аргументы в пользу его позиции и что они будут поняты собеседником, что можно и нужно в этом диалоге защищать свою позицию и вместе с тем учитывать точку зрения другого, и если эта иная точка зрения в чём-то обнаружит преимущества, то можно и нужно изменить в этом пункте собственную позицию. В итоге диалога оба собеседника придут к некоей общей позиции по обсуждаемому вопросу. Иными словами, если не признаётся ценность рационального рассуждения, диалог невозможен.

Новости