Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 38



ряда связь со своими культурными корнями. Сама формулировка понятия «природы» связаны с осознанием радикальной конечности человеческого разума. А производная от последней — тематизация радикальной конечности человеческого существования — пришла в современную культуру из философии жизни и экзистенциализма как ОППОЗИЦИЯ научной рациональности.

Видимо, ключевым является следующий вопрос. Создало ли осуществление этого проекта те условия, которые необходимы для реализации личностью его основного культурного замысла — ПРОГРЕССА в понятии свободы? Ведь сейчас происходит, пишет М.Б. Туровский, «решительное отвержение того рационалистического менталитета, который оказался невосполнимо скудным перед пробле мами личностного развития истории, как они стали уже в начале XIX в. при переосмыслении назначения человека в качестве творца истории»1. Однако было бы поспешным и утверждение об исчерпанности проекта модерна. Надо обратить внимание не столько на дискредитированную сциентистскую технократическую утопию, сколько на метафизическую составляющую этого проекта, которая выражена универсальностью европейской культуры. В этом своем значении проект модерна не просто не исчерпан, но насущно необходим для благополучия не только европейской, но и других культур.

В настоящей статье выдвигается гипотеза, что определяющим для человека, современной системы знания, культуры является склады вающийся сейчас новый тип взаимоотношения двух ипостасей субъ ективности человека, двух фундаментальных форм знания — конструи рования и воспроизведения, универсальности и уникальности культуры. Данные формы знания не совпадают непосредственно с различием естественнонаучного и гуманитарного знания ни по пред метному принципу (природа или культура), ни по методу познания (номотетический или идеографический), поскольку эти формы прони зывают обе предметные сферы знания, скорее объединяя их. Этому вовсе не противоречит то обстоятельство, что естествознание публично позиционирует себя, скорее, в качестве знания-конструирования, а гуманитарное знание — как воспроизведение.

1

Туровский М. Б. Рождение рефлексивной культуры (к постановке проблемы) // Туровский М.Б. Философские основания культурологи. М., 1997. С. 411.

Новости