Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 40



отношению к любому ставшему А поскольку культура, тем более куль тура, конституированная философией, есть всегда рефлексия на ее историю, то кризис философии и культуры оборачивается кризисом самой истории, а значит, следуя позднему Э. Гуссерлю и М. Хайдег геру, — метафизическим, онтологическим кризисом. Причем, по словам Э. Гуссерля, только для европейской традиции кризис науки и фило софии оказывается кризисом европейского человечества1, а значит, и созданной им всемирной истории.

Понятно, что обсуждение особенности, уникальности европейской культуры (философии), предполагает тематизацию того, что является общим для всех культур (философий), где самые значимые черты заданы ДЕМАРКАЦИЕЙ ОТ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. Речь пойдет, конечно, не о концептуальном сравнение философии с мифо логией и религией, а лишь об отличии первых философий (греческой, индийской и китайской) от мифологий и религий «доосевого времени», т. е. языческих религий (иудаизм здесь не подразумевается). Представ ляется естественным ограничиться для сравнения с греческой куль турой лишь самыми мощными мифологическими системами, из которых «родились» философии, а именно — индийской и китайской. Сразу надо подчеркнуть, что оценка европейской культуры как уникальной и УНИВЕРСАЛЬНОЙ нисколько не оскорбительна по отношению к иным уникальным культурам, и здесь это вовсе не этикетная формула современной политкорректности, но объективное положение дел.

ДЕМАРКАЦИЯ ФИЛОСОФИИ

ОТ МИФОЛОГИИ

Прямым предметом нашего интереса является не индийская или китайская, а европейская культура, которая конституирована фило софией, потому предварительная задача исследования несколько сужа ется. Можно ограничиться сравнением не культур, а главным образом

1

Э. Гуссерль в работах «Кризис европейских наук и трансцендентальная фено менология», «Кризис европейского человечества и философия» утверждает, что при чиной кризиса европейской культуры является свойственная науке объективация ре зультатов творчества, отчуждающая их от человека, из-за чего история технической цивилизации лишается человеческих смыслов.

Новости