Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 42



ложенное выше понимание философии, например отчетливо выра женное в немецкой классической философии, в марксизме, означает: человек не осваивает мир в той мере, в которой он его познает, а наоборот — познает мир в той мере, в которой его осваивает. Правда, из этого не обязательно следует слишком резкий и, по-моему, неоправ данно сужающий проблему вывод, что познание есть всего лишь функция деятельностного освоения мира, но возможен и противопо ложный по своему пафосу и даже более радикальный вывод экзистен циализма: само познание и есть существование.

И последнее, что следует отметить по поводу демаркации мифо логии и философии. Если мифология не различает общества и природы (ведь для мифологичных мир — это и есть миф, т. е. мир культуры), то для философии существует методологическая граница между объек тивным знанием и повседневным, соответственно — между миром по истине (как скажут в Новое время — природой) и миром по мнению (миром культурных предметов) в этом смысле философия, породив новое знание — о мире как объекте, — тем самым автоматически осуществляет рефлексию на культуру и тематизацию культуры. Однако получается, что по отношению к привычному для нас положению вещей ситуация оказывается перевернутой. Мифология, восприни мающая весь мир как культуру (т. е. не знающая культуры), естественно антропоцентрична: ведь именно человек является центром культуры. А философия (особенно античная), различающая мир как объект и как культуру, оказывается космоцентрична: она, конечно, тоже обращается к человеку, но исходя из понимания Космоса.

УНИКАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФИЙ И КУЛЬТУР «ПОСТОСЕВОГО» ВРЕМЕНИ

Возникновение всех философий, с одной стороны, есть рождение радикально нового, индивидуального самосознания (тематизировав- шего открытость человека), с другой стороны, является плодом преемственного переосмысления мифологической картины мира. Но эта преемственность философии относительно мифологии КОЛИЧЕСТВЕННО наиболее контрастно выражена для ИНДИЙ СКОЙ ФИЛОСОФИИ. Последняя предлагает ответы на вопросы

Новости