Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 43



о мироустройстве, заданные в Ведах и оставленные там без ответа; осуществляет переосмысление Брахмана в качестве уже не личности, а безличного мирового разума и т.д. Логика в индийском пяти членном силлогизме выводит не на конструирование Космоса, как аристотелевский трехчленный силлогизм, а на повседневность. Теория познания в составе индийских философских систем обсуждает отнюдь не имманентную причинную логику миростроения, но как раз возможность для индивида освободиться от причинных зависи мостей. Человеческий ИНДИВИД в качестве главного героя индий ской философии оказался рубежным существом между безысходным миром земных страданий и миром освобождения. И не случайно мир освобождения не стал центром внимания индийских философов: он так и остался символом надежды для человека в его борьбе против мира нужды, страданий и зла. Тем самым индийская философия, в отличие от греческой, не пытается выступить основой культуры, а принимает необходимость опоры своей культуры на мифологиче скую традицию.

Основной предмет интереса КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ — это мир человеческой культуры. Соответственно, субъект китайской фило софии не индивид, но НАРОД. Подчеркнуто культурологический характер китайской философии выражается также в том, что мир, который ею объясняется, есть мир Поднебесной, т. е. китайского госу дарства. Вторая особенность китайской философии — это ее сравни тельно МАЛАЯ СТЕПЕНЬ преемственности по отношению к мифо логии. Лидеры философских концепций лишены мифологического ореола, это учителя, выполняющие высокие гражданские обязанности в качестве государственных чиновников. Следствием такой культуро логической направленности китайской философии являлось ее отно сительное равнодушие к космологическим проблемам. Вот почему Китай — страна древнейшей системы традиций — не знала ни религии, ни культа Неба. Именно слабая зависимость китайской философии и культуры от мифологии определила бесконфликтную преемствен ность этой культуры по отношению к своей мифологической преды стории, и фундаментальной силой в такой преемственности выступает ТРАДИЦИЯ. Тем самым, другим способом получен тот же результат, что и в индийской культурной традиции: рождение философского

Новости