Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 44



знания не прерывает непосредственной преемственности китайской культуры (сложившейся после Осевого времени) со своей мифологи ческой предысторией.

В отличие от великих восточных философий, ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛО СОФИЯ открыто заявила о своей оппозиции к мифологии. Так, знаме нитый Гераклит Эфесский в одном из сохранившихся фрагментов заявлял: «Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора...», и «Гомер... заслуживал того, чтобы его выгнали с [поэти ческих] состязаний и высекли...»1. Эти высказывания, в контексте безусловной авторитетности для древнегреческого общества гомеров ского эпоса и поэм Гесиода, выражают открытое и намеренное ПРОТИ ВОПОСТАВЛЕНИЕ философии мифологической традиции, которая составляла основу античной религии. Забегая вперед, подчеркнем, что именно такая жесткая оппозиция и определила буквально беспреце дентную зависимость (ведь преследователи, по словам Ницше, — лучшие последователи) европейской культурной традиции от своей мифологической предыстории. Эта зависимость, выраженная, например, в концепции естественного света разума, по-настоящему начинает преодолеваться только с возникновением науки. Конечно, противостояние мифу для первых греческих философов является, скорее, декларацией; естественно, античная философия в значительной мере есть (по выражению А.Ф. Лосева) диалектика мифа; и гранди озный культурный проект возрождения мифологии реализован неопла тониками. Но все это как раз и является, по-моему, показателем напря женных взаимоотношений философии с мифологией.

НЕОБРАТИМАЯ СВЯЗЬ УНИКАЛЬНОСТИ И УНИВЕРСАЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Первые греческие философы включили в обсуждение совершенно новую проблему — проблему естественной имманентной устроенности мира, понятого как Космос. Индийская и китайская философии следо вали в своем миропонимании мифологической традиции: Веды как источники философствования в Индии, Небо как принцип философ ских конструкций в Китае. Греки же подчеркнуто противопоставили

1

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. I. С. 176.

Новости