Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 47



настаивала на благоустроенной космичности (упорядоченности, определенности) мира. Преобладание космизма, как я полагаю, опре делило не только важнейшее преимущество (о чем речь ниже), но и ограниченность европейской философии. Ее недостатком, по-моему, является то, что античная философия с момента своего рождения была почти лишена интуиции качественной бесконечности, что и обусло вило одну из особенностей дальнейшей истории европейской фило софии и культуры — это философия (культура), сконцентрированная на тематизации границы как разделяющей дистанции и как связи. Потому парадоксальным образом, будучи собственно и в полном смысле слова ОТКРЫТОЙ философией (культурой), вместе с тем это философия ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Метафорически выражаясь, ей свой ственна некоторая поспешная формализация1 — желание удобно обустроиться в границах (по-моему, в принципе невозможно сказать — хорошо это или плохо), естественно, ею же положенных границах, и во многом именно поэтому европейская культура2 оказалась лидером в развитии цивилизаций.

Расплата за лидерство выражена в том, что творчество (а значит, и трансцендентное) не умещаются в повседневность в качестве образа жизни. Творчество понимается как разрушение границ, неважно — с природой или обществом (в этом смысле как экстаз), и потому транс цендентное — а значит, и «свобода-для» (качественная бесконеч ность) — все время оказывается как бы за пределами границы. Восток, как мы отмечали, избрал иной путь: например, индуизм оставил акту альную бесконечность в мире освобождения, в активности покоя нирваны (в мире надежды), не включив ее в интересы философии.

1

   Если брать социальный аспект, то формализация на Западе представлена как формальная система прав, ограничивающих притязания общества на свободу индивида, а на классическом Востоке — формальной системой привилегий, ограни чивающих свободу индивида и защищающих свободу общества. У нас же речь идет совершенно о другом — о необходимой и неизбежной объективации (отчуждении) результатов индивидуального творчества. Даже если считать, что это отчуждение вез де одинаково, то для Индии или Китая, где традиция, а не рациональная философия является опорой культуры, это не столь критично.

2

   Как ни странно, но это же является одной из причин, обусловивших ситуацию, в которой греческая философия, отставшая на два-три столетия от индийской и ки тайской философий (и несмотря на множество заимствований из них), представляет самое концентрированное выражение философии, ее квинтэссенцию.

Новости