Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 49



УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ

Универсальность европейской философии (и культуры) предопреде лена как раз ее главным преимуществом, выраженным перманентным переконструированием своего начала. А ее уникальность, представ ленная исходным космическим онтологизмом, парадоксальным образом определила радикальную субъективность этой философии, что, в свою очередь, задало прогресс в понятии свободы.

В греческой философии сразу были заданы две конкурирующие логики объяснения мира: «саморазвивающийся» Логос Гераклита и неподвижное Единое Парменида. Нам сейчас принципиально важно, что оба эти логические варианта объединяло то, что мышление в них представлено преимущественно как способность КОНСТРУИРО ВАНИЯ, а отнюдь не как отражение действительности. Наоборот, в качестве отражения выступало повседневное чувственное познание, т. е., по Пармениду, познание как докса, как мнение. Последующие философы как раз и обратились к конструированию мира. Именно конструирование стало рассматриваться в качестве способности, куль тивируемой античной философией. Причем данная способность высту пила под видом КОСМИЧЕСКОЙ СИЛЫ разума, не описывающей, а конструирующей мир. Эта активная мощь разума составляет одно из самых существенных отличий древнегреческой философии от древне индийской и древнекитайской, которые видели свою задачу именно в описании мира. Напомню, что хотя я несу полную ответственность за предложенный выше сравнительный анализ философий и культур, этот анализ полностью опирается на идеи М.Б. Туровского.

Несмотря на то что философия породила новую форму органи зации знания — конструирование (а диалектику как метод конструи рования разработал уже Платон), при этом сам античный разум понимал себя в качестве созерцания, воспроизведения. Причем речь идет не только о повседневном знании. Например, с одной стороны, в платоновском понимании эйдоса переворачиваются привычные для нас отношения между вещами и знанием о них: эйдосы, как реальное бытие априорных (врожденных, доопытных) форм сознания, задают принципы конструирования (гипотезы) из меона (это мягкое отри

Новости