Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 55



информационные технологии постиндустриального общества знания, постольку акцент невольно смещается на универсальность обесчело веченной интеллектуальной составляющей, а культурные корни (духовные предпосылки — в первую очередь осознание радикальной конечности человека) глобализации становятся неразличимыми. Компрессия пространства и времени привела к встрече не зрелых и оформившихся культур, способных к диалогу, а к столкновению исторически сложившихся ментальностей с информационными техно логиями, которые выступили как представляющие не столько евро пейскую культуру, сколько некую универсальную надындивидуальную ментальность. Между различными ментальностями тоже возможна какая-то «ментальная интуиция понимания», но тут более характерно как раз отчуждение как непонимание.

Получается, что источник конфликта — в нерешенности взаимо отношений всеобщего и особенного внутри европейской культуры. Причем выражающие «всеобщее» глобализм, рационализм, наука и представляющие «особенное» национализм, романтизм, искусство наладить отношения между собой сами не могут в принципе. Ведь связать будущее и прошлое может ТОЛЬКО НАСТОЯЩЕЕ — единичное (индивид). Именно в этом, по-моему, суть активно обсуждаемой в последние годы В.Ж. Келле1 проблемы взаимоотношения интеллек туальной и духовной ипостасей и в культуре и в человеке. Однако отношение ипостасей субъектности иного и субъектности мысли в субъективности человека задает взаимодействие человека как субъ екта культуры с радикально внекультурным иным — сакральными и природными детерминантами субъективности. Это классическая проблематика новоевропейской философии: как соотносятся челове ческое сознание и объективные законы природы (биосферы). Только теперь уже речь идет не о гносеологической оппозиции субъекта и объекта или о предпосланном тождестве мышления и бытия, но о соотношении темпоральности сознания (или существования чело века) и эволюции биосферы, или — соотношении времени личностного существования (экзистенции) человека и времени природы.

1

См., например: Келле В.Ж. Культура и свобода. Культура как предметное бытие свободы // Философский журнал. 2008. № 1; Келле В.Ж. Духовная и интеллектуаль ная составляющие культуры // Вопросы философии. 2005. № 10. С. 38—54.

Новости