Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 57



этого процесса. Именно такая синхронность сознания и бытия и явля ется пониманием. Иными словами, понятие времени переводит бытие в процесс. В аспекте этого перевода факт бытия предстает как событие. Самый термин со-бытие подчеркивает, что бытие как время не пред стоит сознанию в качестве некоей завершенности, но складывается, конструируется и тем образует узел в непрерывности бытия. С точки зрения временного характера сознания оно (сознание) и есть способ человеческого творения бытия»1.

Предложенное Туровским новое понимание знания-конструиро вания предполагает и новую трактовку знания-воспроизведения. Более того, представляется, что необходимо, оставаясь в заданной новоевро пейской культурой парадигме доминирования конструирования в знании, восстановить характерную для европейской традиции ПРИОРИТЕТ НОСТЬ субъектности иного (а значит, знания-воспроизведения) в субъ ективности человека. Видимо, без этого невозможно возобновить взаи мосвязь универсальности (открытости) и уникальности европейской культуры. В данном отношении европейской культуре нужны другие культуры, и не меньше, чем она им. Марк Борисович Туровский иногда использовал оборот: истину не находят, это не гриб, истину — конструи руют. Это очень справедливо для европейской философии (культуры). Но так же ли верен подобный тезис для других философий (культур) и, главное, является ли он безоговорочно однозначным для самой евро пейской философии (культуры)? Видимо, истину и конструируют и находят (воспроизводят, созерцают), причем одно невозможно без другого. Однако вторая позиция (воспроизведение) более характерна как раз для традиционного Востока (а раньше и для языческой Антич ности). Потому интерес Запада к Востоку является не модой, а жизненной необходимостью. Хотя решить такую задачу, конечно, может и должна только сама европейская культура.

1

Туровский М.Б. Проблема сознания // Логос живого и герменевтика телесно сти. М., 2005. С. 21-22.

Новости