Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 64



ставления «мы»—«они». А негативная идентичность — это консоли дация общности «мы» на основе тотальной оппозиции негативно значимым другим («они»). Она строится по схеме «я/мы — они» и содержит либо неприятие (или отрицание) того или иного социаль ного явления, либо тотальное противопоставление «нас»—«им».

Негативную окраску идентичность обретает у тех индивидов, соци альных групп и социальных общностей (племен, этносов, наций), которые усматривают во вновь возникающих формах социальной и политической жизни не дополнительные возможности для личного существования и саморазвития, а «обман» населения «коррумпиро ванными правящими элитами», происки «врагов» (внешних и внутренних), а то и «заговор» против «народа» или «нации». В случае затяжных финансовых или экономических кризисов, периодически повторяющихся в глобальной экономике и особенно больно бьющих по странам третьего и четвертого мира, национальная идентичность строится из элементов отрицательной идентичности по схеме «свой — чужой». И тогда подавленная отрицательная энергия рождает всплески национализма самого разного толка, находит выход в поддержке массами психопатических лидеров, социальным основанием суще ствования которых является именно негативная идентичность.

В контексте нашего анализа это означает, что, идущие с разной степенью интенсивности в разных странах и разных сферах междуна родной жизни, процессы глобализации человечества на основе евро атлантической цивилизационной модели развития могут не только, как полагает Хантингтон, разрушать национальное самосознание насе ления полиэтнических национальных государств за счет распростра нения западной (прежде всего североамериканской) «масскультуры», но и актуализировать национальные идентичности на основе нега тивных представлений о «них». Кроме того, каждый индивид, как уже отмечалось, является носителем комплекса многочисленных, иерар хически связанных идентичностей, часть из которых актуализируется вместе с изменением географического, политического и социокуль турного пространства его жизни. Но поскольку процедуры индивиду альной идентификации осуществляются в чувственно-эмоциональной и когнитивной формах, включая в себя мысленное отнесение к «группе», содержание полученного в акте самосознания ответа на

Новости