Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 73



ления чувства единой судьбы и культуры, является одной из центральных задач1. Отсюда важность культурной политики национального государ ства, по крайней мере в отношении элитных образцов, символов нацио нальной культуры. Зрелые национально-культурные идентичности приобретают непреходящую ценность в глобальном мире.

Перспективы социокультурного развития в условиях глобализации зависят от того, готова ли евро-атлантическая цивилизация к реаль ному межкультурному диалогу. Такой диалог в глобализующемся мире становится императивной необходимостью. Следует согласиться с Ю. Хабермасом в том, что поддержание национального в глобальной культуре имеет сегодня не угасающее, а, напротив, усиливающееся значение2. Рыночные формы общежития далеко не всегда способ ствуют продуктивному диалогу культур. В этих условиях нация- государство выполняет гуманистическую функцию сохранения социо культурной исторической памяти и социального пространства, где эта память «обитает» и воспроизводится в новых поколениях. Противо речивой формой взаимодействия национального и наднационального является формирование «европейской идентичности» в ходе реали зации проекта единой Европы. Пока в целом это позитивный пример подобного взаимодействия, перспективы которого далеко не ясны3. А более глобальные формы идентичности пока что проблематичны. В конечном счете формирование и тех, и других будет зависеть от темпов и характера разворачивания двух взаимосвязанных процессов — макро- и микрорегионализма.

1

   Stevenson N. Globalization, national cultures and cultural citizenship // Sociol. quart. — Berkeley (Cal), 1997. — Vol. 38. N. 1.

2

   Хабермас Ю. Политические работы. М., 2005.

3

   Подробнее см.: Ноженко М.А. Национальные государства в Восточной Европе. СПб., 2007. С. 154-167.

Новости