Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 104



евич, как атаман Иван Кольцо, как (обратный переход) Кондрат Булавин или Степан Разин, Емельян Пугачев.

Часть активного «нижнего» народа в конце концов соображала или ему объясняли, что жизнь под страхом ежедневных побоев, жизнь голодная и подневольная с перспективой оказаться в застенке, в кандалах или в солдатах может быть заменена разгульной, вольной, хотя и опасной, но посреди речных и степных просторов. По край ности, жизнью воровской, площадной и в «царевом кабаке».

Народ искал в центральной власти и поныне ищет защиты от произвола и угнетения разных господ и, не находя таковой, переносил свои упования и находил образцы бесшабашной удали, смелости, мужества в смерти и справедливого воздаяния среди «добрых молодцев», «бурлаченьков вольного Поволжья», «граждан матушки каменной Москвы». Это тем более оправдано, что верховный народ исполнял ничем не лучшие гражданские правила, то есть воровал и грабил, доносил и мошенничал, то есть оба два в этом смысле, так сказать, одного сукна епанча.

Опричные топоры гуляли по шеям воровских бояр, воровал свет лейший князь Меншиков, доносили и грабили Шувалов, Бирон, сена торы, духовные пастыри. Разгул сановного воровства, поутихший было, поуменыиивший масштабы в связи с карательными усилиями и общей бедностью советской эпохи, вспыхнул и разгорелся настолько, что, повторимся, лидер, не отмеченный воровством, — о, простите! Лидер, не отмеченный рыночной инициативой, аукционно-инвес- тиционно-акционной благодатью, — это «чужой среди своих, свой среди чужих» и выглядит такой же идейной нелепостью, как однои менный ранний кинофильм нашего главного режиссера среди его «зрелых» теперешних монархических откровений.

Причудливым образом перемешано в нас представление о герои ческом и постыдном, и далеко не всегда удается нам их развести. Вот, примеру, Кудеяр и рапсодия по случаю неудачной свадьбы веселого и хмельного атамана, да и вообще, заметим, что «разбойные» песни с удовольствием распеваются в городах и весях России, так же, как блатные и тюремные. Есть в каждом россиянине, в русском наверняка, частица голытьбы, голи кабацкой, будь он хоть трижды аристократом или миллионщиком. «Голь на выдумки хитра», — говаривал отец

Новости