Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 127



Оглядка

Когда твой путь выходит на простор И счастье ждет за ближним поворотом,

И все потери мнятся пустяком, —

Внезапно взор приковывает твой Прошедшее, и ты стоишь в смущеньи,

На плечи грусть тяжелая ложится И голос в сердце тихо повторяет:

Со всем, что так любимо было, ныне Ты навсегда простишься, — навсегда.

Не обманись же, милый мой, — и горстка Всего, что юность сладкая сулит,

Едва наполнит девичью ладонь.

Таков закон, что нашей жизни дан От Бога. Он не устрашит того,

Кто духом глубоко уразумел,

Суть нашего земного бытия.

Есть радость безоглядная, за ней Приходит радость зрячая: серьезность;

Так пусть она твоим началом будет И бьется сердцем счастья твоего.

По А.В. Ахутину, понимание того, что высказывает слово бытиё, связано с оглядкой, со взглядом, брошенным на то, что уходит навсегда. Как если бы кто-то потребовал — опомнись! В этой оглядке- опоминании, присутствующей(м) в печали, схватывается смысл навсегда уходящего, отбывающего в бывшее и самой жизни человека как содержащей в себе стихию безвозвратно уходящего. «Уйдя из жизни, наше отбывшее бытиё преобразилось в память и мысль»1. Раскрыло в себе память и мысль. Оглядка «работает» так же, как ради кальное сомнение Декарта или феноменологическая редукция Гуссерля. Она расчищает пространство достоверного опыта — бытиё человека, отставляет в сторону то, что в обыденной жизни закрывает её суть. Достоверное в опыте и есть его мысль («твоё начало»).

Как только достоверное найдено, из него как основания (нужно воздержаться от всяких ассоциаций с логическими основаниями) взгляд возвращается к тому, что было на время отставлено в сторону — к самой жизни. «Эта мысль сама теперь входит в средоточие жизни, из (оглядки) вырастает выглядывание («пусть не укроется от тебя»).

1

Там же.

Новости