Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 132



ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ И ПРИНЦ ГАМЛЕТ

«Как звали отца Гамлета», - спросил профессор студента-двоечника. Тот прокрутил в голове все ему известные имена из пьесы и ответил:

«Клавдий».

Профессор хотел было возразить, но осекся. «А ведь правда: еще и башмаков не износив...»

«ВЕК РАСША ГАЛСЯ»

Как показывает заглавие предлагаемого читателю текста, образ Гамлета рассматривается в контексте реформационных и предреформационных идей, прежде всего текстов друга Томаса Мора, Эразма Роттердамского («Воспитание христианского государя» и «Оружие христианского воина»), хорошо известного английским интеллектуалам того времени. Сошлюсь на замечание специалиста: «Основной политический трактат Эразма «Христианский государь» появился в том же 1516 году, что и «Утопия» Т. Мора, и через два года после того, как Макиавелли закончил своего «Князя». Это три основных памятника социально-политической мысли эпохи, однако весь дух трактата Эразма прямо противоположен концепции Макиавелли. Эразм требует от своего государя, чтобы он правил не как самовольный хозяин, а как слуга народа и рассчитывал на любовь, а не на страх, ибо страх перед наказанием не уменьшает числа преступлений. Воли монарха не достаточно, чтобы закон стал законом. <...> в век нескончаемых войн Эразм, возведенный в ранг «советника империи» Карлом V (для которого он и написал своего «Христианского государя»), не устает бороться за мир между государствами Европы. Его антивоенная «Жалоба Мира» <...> была в свое время запрещена Сорбонной. <...> в XVI—XVIII веках читатели особенно ценили также религиозно-этический трактат Эразма «Руководство христианского воина» (1504), переведенный на ряд европейских языков»1.

1

Пинский Л.Е. Эразм Роттердамский и его «Похвальное слово Глупости» // Пин ский JI.E. Ренессанс. Барокко. Просвещение: Статьи. Лекции. М.: РГГУ, 2002. С. 66—67.

Новости