Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 154



Что до него

(Указывает на Полония),

То я скорблю; но небеса велели,

Им покарав меня и мной его,

Чтобы я стал бичом их и слугою (III, 4).

Он теперь вполне осознает себя воином небес, их слугою. Гамлет не в конфликте с небом, его задача другая. Как справедливо замечал Бицилли: «Шекспировский конфликт — конфликт личностей, а не личности с какой-либо сверхличной величиной»1. Он воюет с людьми, нарушившими волю небес.

Но может ли христианский воин быть безвольным и бездей ственным? Даже не считавший Гамлета подлинным христианином, а только лишь стоящим на пути к христианству, Флоренский писал: «С первой строчки — заглавия — когда мы прочли: «Трагическая история Гамлета, принца датского» — и видим, что пьеса должна быть трагедией, и до последней, когда мы, закрывая книгу, помимо всякой рефлексии и анализа произведения говорим: это есть трагедия, — через все произ ведение тянется как основное настроение — настроение трагического, трагическим пафосом дышит пьеса. <...> Трагедия прежде всего требует всего действия. Если рассматриваемое произведение есть трагедия, — а оно таково, — то в нем должно быть действие, и точка, куда направ ляются все события, реальный центр отпора этим событиям, герой — Гамлет. Он должен действовать»2.

Конечно, можно изобразить Гамлета и злодеем. Сегодня при пост модернистской изощренности ума это несложно. Шекспир ясен, более того, высмеивал современное ему плетение словес хотя бы в образе Озрика, который совершенно не понимает, что приглашает Гамлета не на состязание, а на смерть. Но постмодерн всегда вне контекста. В весьма интересной статье, опубликованной в «Вопросах философии» десять лет назад, проблема трагической борьбы подменяется игрой соотнесения уха и глаза. В результате получается следующее: «Гамлет всматривается в лица живых, и это означает, что они скоро погибнут. Так происходит и с Офелией, и с Гертрудой, и с Клавдием. Казалось

1

   Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. С. 157.

2

   Флоренский П.А. Гамлет // Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 1. С. 262.

Новости