Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 158



Е.Г. Захарченко

РУССКИЙ ЯЗЫК СЕГОДНЯ: ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ КАК МЕТАФОРА И КАК МОДЕЛЬ

ибо там смешал Господь язык всей земли

Внимание к проблемам языка в современной философии высветило его неразрывную связь с онтологическими основаниями культуры. Симво лическая система культуры невозможна без средств осуществления ее символизации — без языка. Язык — и средство, дающее возможность осуществлять власть, и сам властный субъект, этой властью обладающий. Он соединяет в себе и орудийное (логическое и в каком-то смысле «материально-техническое», в терминах В.Ж. Келле — «интеллекту альное») начало, и не редуцируемую никакими логическими или любыми другими процедурами аффективно-смысловую («духовную»)1 стихию. Потому, размышляя о власти языка, «энергичной активности», лежащей между миром внешних явлений и внутренним миром человека2, будем помнить, что и само понятие власти неоднозначно. С одной стороны, власть — это обладание качеством, связанным с волей и способностью к чему-либо, — власть делать. С другой, власть — осуществление господ ства и подчинения. Язык владеет и той и другой властью. Каждый человек, способный изъясняться, оказывается носителем обеих потенций власти языка — власти всемогущей и потому опасной...

Каждый говорящий должен, наконец, осознать ответственность за свою речь — свое речевое поведение. Внимание к проблемам языка в научном дискурсе в нашей стране в последние годы (в постсоветский период) оказалось усугубленным «социальным давлением», сопрово-

1

   Келле В.Ж. Культура и свобода. Культура как предметное бытие свободы // Фи лософский журнал. 2008. № 1.

2

   Огурцов А. П. Философия языка// Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 4. С. 238.

Новости