Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 181



сической и постнеклассической науки характеристики объективности хотя и приобрели менее жесткие параметры, но содержание научного знания, его методологические основания по-прежнему базируются на объективности, проверяемости и самокоррекции. Что касается гума нитарного знания, то здесь обеспечение объективности основывается на учете фактора присутствия «наблюдателя» в самой исследуемой социальной реальности. Поскольку этот фактор не поддается форма лизации и, следовательно, описанию, то возникла ситуация, при которой многие методологи исторических и социальных наук пришли к выводу, что наука должна быть свободна от ценностей, в том числе нравственных ценностей. Допустить в сферу науки этический дискурс означает поставить под сомнение свободу науки.

В каком отношении можно говорить о нравственной составляющей социальной философии? Может ли быть наука объектом моральной оценки? Можно выделить несколько аспектов этой проблемы.

Во-первых, какое место занимает нравственная направленность общей теории об обществе, которая содержит добрую и злую волю, различные мнения, настроения и чувства, идеи, взгляды и теории, короче, явления сознания. Что может и должна делать с этим соци альная наука?

Во-вторых, в какой степени выбор средств для реализации цели соответствует нравственным нормам. Хорошо известно, что уже Гегель обнаружил фундаментальный для социальной теории факт несовпа дения сознательно поставленных целей деятельности людей и соци альных последствий их действий. Цель и выбор средств для реализации цели несут большую нравственную нагрузку, которую должна учиты вать социальная философия.

В третьих, социальная философия пытается понять основные зако номерности и тенденции развития общества, логику социальных процессов, обосновывает социальные идеалы, являясь составной частью философского мировоззрения. Социальная наука должна опережать практику, разрабатывать ту идеальную модель, которую люди будут воплощать в своей практической деятельности. Поскольку социальная философия предлагает систему ориентиров человеческой деятельности, то правомерно говорить об ответственности социальной философии как науки и как социального феномена.

Новости