Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 221



и мышления. Все остальные формы духовности утрачивают при этом самостоятельное значение, являют собой лишь предварительные ступени движения духа на пути к объективной и всеобъемлющей (научной) истине. Такая постановка вопроса, как мне кажется, не выводит нас за пределы хорошо известной гегелевской схемы.

Начиная со Спинозы философы действительно были озабочены поиском того, что связывает между собой бытие и сознание, обладает значением общей и единой для них субстанции. Вопрос лишь в том, в каком направлении шел этот поиск. Его можно ограничить исклю чительно сферой познания, но можно распространить и на те формы духовной деятельности, целью которых не является просто познание. Сознание ведь — не только познание, но и нечто большее. В этом я и вижу исток разногласий между J1.K. Науменко и В.Ж. Келле. Для первого сознание тождественно познанию, целиком резюмируется в нем, для второго — оно не сводится к одной лишь познавательной деятельности, а значит, не может быть предметом исключительно логики и теории познания. Обоснование единства бытия и мышле ния Науменко ищет в логике (диалектической), Келле — в социо логии. И в этом, на мой взгляд, он намного ближе к Марксу, чем Науменко.

То общее (субстанциальное), что объединяет сознание и бытие, Маркс, как известно, искал не в логике, а в общественном произ водстве. Уже в «Немецкой идеологии» термин «производство» служит для его авторов ключевым словом при объяснении не только обще ственного бытия, но и общественного сознания — «производство сознания, идей, представлений», «духовное производство» и пр. В этой работе еще ничего не говорится о духовном производстве в системе капиталистического производства (об этом у Маркса речь пойдет чуть позже — в «Теориях прибавочной стоимости»), но уже здесь ясно, в каком плане их интересует сознание — не теории познания (гносеологии), а социальной теории, т. е. того, что принято называть сегодня социологией знания. Сказать, что сознание связано с бытием в плане лишь его отражения (или познания) — значит, полностью перекрыть путь к постижению общественного сознания. Сознание связано с бытием, является осознанным бытием в силу не просто своей отражательной способности, но своего производства

Новости