Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 284



пенно все больше отдалялись друг от друга и маргинализировались, пока не были сменены в 60 гг. XIX в. другим типом интеллектуальной элиты, в частности интеллигенцией. Смена элит — закономерное явление общественного развития. Можно вспомнить теорию кругово рота (циркуляции) элит В. Парето1, пытающегося объяснить и понять этот механизм. Парето полагал, что история представляет собой «клад бище элит»: одна элита сменяется другой, кооптируя новых членов из низших классов. В данном случае нас интересуют не психологические объяснения социальных процессов, использованные Парето, а, скорее, отмеченный им закономерный характер их смены.

Новые элиты изучали прошлое уже с позиций социума, к которому принадлежали сами. Поэтому история эпохи Просвещения, которую писала интеллигенция, отличается от истории, написанной дворян скими и церковными мыслителями или учеными. Так, например, если дворянские историют становились авторами «славных историй», пове ствующих о становлении государственности и деятельности прави телей, то исследователи-интеллигенты делали акцент на интеллекту альной истории, повествующей о том, как социальные процессы отражалось в идеях и понятиях.

Понятие интеллектуальной элиты интуитивно ясно, но неопреде ленно. Именно в таком качестве оно используется в исследованиях, непосредственно не связанных с социологией. Такие понятия М. Вебер называл «идеальными типами». В современной литературе представи телей интеллектуальной элиты иногда называют интеллектуалами, а интеллектуалов, в свою очередь, противопоставляют интеллигенции или отождествляют с ней. Эта терминологическая неопределенность фиксирует условный характер самого феномена интеллектуальной элиты и демонстрирует неинституциональный характер этого сообщества.

Важной особенностью каждого из сообществ, составлявших интел лектуальную элиту, была система коммуникаций или определенная медиальная структура, состоящая из коммуникационных каналов как внутренних, обеспечивающих структурную однородность сообщества, так и внешних, служащих для связи с внешними сообществами.

1

Парето В. Компендиум по общей социологии. М.: ГУ-ВШЭ, 2008.

Новости