Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 326



наш современный мир1. Концепция М. Мид имеет в своей основе зависимость межпоколенных отношений от темпов научно технического и социального развития и подчеркивает, что горизон тальная трансляция культуры включает в себя не только информаци онный поток от родителей к детям, но и молодежную интерпретацию современной ситуации, влияющую на старшее поколение. Префигу- ративная культура, «где взрослые учатся также у своих детей», отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура постин дустриальной эпохи, когда ведущей становится технология производ ства знания.

Префигуративный тип культуры определяет новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим2. Темп обновления знаний при этом настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. То есть носители гуманитарного знания могут существенно отставать от инноваторов. И когда мы говорим о темпе обновления знания, мы имеем в виду как гуманитарное, так и инновационное знание. Уже только новый тип социальной связи между поколениями порождает новый пласт гуманитарного знания.

Вот, на наш взгляд, основная причина той оппозиции «миссионеры—туземцы», которую мы наметили в начале этой статьи. Гуманитаризация должна быть направлена не только на инноваци онный процесс, но и на все общество в целом, поскольку инноваци онный процесс не только потребитель «старого»3, но и источник нового гуманитарного знания. Новое время всегда формировало такие знания, и поэтому сегодня, когда нынешнее — безусловно новое — время уже необратимо начало свой цивилизационный отсчет успехов и неудач в их освоении, наше общество и наука стоит перед

1

   Мид М. Культура и мир детства. М., 1988; Культурология XX век: Энциклопе дия. Т. 2. СПб, 1998.

2

   Заметим вскользь, что, применяя концепцию М. Мид к анализу инноваци онного климата в обществе, дифференциацию общества имеет смысл проводить не только по возрастным когортам (поколениям), но и по социальным группам (про фессиональным, экономическим, конфессиональным и т.д.), имея в виду степень их вовлеченности в инновационный процесс.

3

   Кавычки употреблены, потому что язык не поворачивается назвать гуманитар ное (а значит, фундаментальное) знание старым.

Новости