Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 347



М.С. Киселева

НАУЧНЫЙ ФАКТ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ: ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Обсуждение обозначенной проблемы мне представляется полезным перенести из эпистемологической области категориального аппарата, логики и семантики гуманитарных исследований в дискурс прагматики «ремесла историка» и «труда филолога». Основанием к такому дисци плинарному ограничению области гуманитарных наук может служить генезис знания в Античности и те значения, которые связывались с этимологией «история» как знание и филология как «любовь к логосу». Словесная природа этих знаний, связь с человеком действующим, созда ющим события и слова, — очевидна. Современный аргумент «от орга низации науки»: в структуре РАН гуманитарные науки объединены в Отделении историко-филологических наук. А вот аргумент профессора РГГУ, филолога С.Ю. Неклюдова, специалиста, изучающего фольклор, в том числе и современный городской: «Когда я говорю о гуманитарных науках, я говорю, по преимуществу, об истории, литературе, философии, до некоторой степени о языкознании, этнографии и о целом ряде других дисциплин <...> Сколько я себя помню, в нашем обществе существует устойчивое мнение, что науками эти дисциплины не являются, — прежде всего потому, что они не перспективны, а ретроспективны, повернуты вспять, не включают в себя эксперимента и ничего не прогнозируют, изучая лишь то, что уже миновало или то, что есть сегодня»1. Однако, изучая прошлое, исследователь остается заинтересованным в том, что в науке называется фактом. Как же добыть факт и в каком виде он нужен гуманитарию?

1

Неклюдов С.Ю. Предмет и методы современной фольклористики: Лекция в клубе POLIT.RU www.polit.ru/culture/2010/.../lecturespolitex.html

Новости