Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 348



Итак, обозначим задачу анализа. Нас будут интересовать имеющиеся способы добывания научных фактов, рефлексия над тем, как и что делает историк и филолог, чтобы удостоверить затем научное сообщество в наличии того или иного научного факта. Совершенно очевидно, что эта задача имеет методологический характер. Вместе с тем, анализ научных фактов в гуманитарных науках неотделим от проблемы, как может «вести себя» научный факт, выходя за пределы научного сообще ства и попадая в поле идеологических практик. Другие вопросы: что происходит с научным фактом в образовательном процессе, как выстра иваются образовательные концепции и всегда ли факт «можно узнать» при попадании из монографии/научной статьи в учебник — с каждым годом звучат все актуальнее. Отмечая эти темы, мы в дальнейшем сосре доточимся лишь на первой из указанных проблем.

Основание, на котором сходятся исторические и филологические науки, — текст, понимаемый чрезвычайно широко. Латинское слово textum1 лингвисты связывают с индоевропейским глаголом tak§ati, которым определяли действия плотника (ср. русск.: «тесать»); в грече ском — «тектоника», «архитектура», которые, в свою очередь, опира ются на слово «техне» (xsxvr|) — «знание», связанное с действием, а потому «умение», и «искусство». Таким образом, текст можно пони мать как структурированное произведение, искусно сделанное умелым человеком.

Существенно с самого начала различить. Для историка текст — средство для получения исторического знания, в основе которого создание факта в процессе его интерпретации (и многое другое, о чем не здесь и не сейчас). Для филолога (историка литературы) текст сам по себе есть цель, которая порождает две задачи. Первая — оценочная, сводя щаяся к диагностике текста в отношении его литературных достоинств. Ее еще можно определить как критическую2. Смысл этой работы —

1

   Перевод этого слова из современного электронного словаря ABBYY Lingvo: texo, texui, textum 1) ткать; плести; сплетать; вить; 2) строить; сооружать, изготов лять; 3) составлять, слагать, сочинять; 4) вплетать; переплетать, сочетать; textum I [texo] 1) ткань, одежда; 2) связь, соединение, строение; 3) слог, стиль.

2

   С.Н. Зенкин считает, что критика — это не наука, а «искусство, знаточеская деятельность; тем не менее корни филологической науки, конечно же, лежат в крити ке». Говоря о трехэтапном развитии критики, он ссылается на работу Ж. Старобинско- го. См.: Зенкин С.Н. Итоги филологического проекта / Круглый стол «Классическое

Новости