Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 396



законов истории. Обнаружение даже первых признаков, что в обществе действуют некие объективные закономерности, с материалистической точки зрения уже было показателем того, что такая объективная реаль ность в обществе существует.

Итак, в обществе, где все делают люди, руководствуясь сознатель ными мотивами и целями, надо было найти материальную базу для существования объективных законов, независимых от воли и сознания людей. При этом речь не шла об отрыве общества от природы, ибо вне отношения к материальной природе ни о какой материальности в общественной жизни, конечно, речи быть не может.

Человек есть живой организм и как таковой составляет часть биосферы Земли, подчинен действию естественных законов природы. Его существование предполагает постоянный обмен веществ с природой. Потребность в пище есть у всех живых существ, но только человек перешел к производству средств, необходимых для его суще ствования, и тем самым вступил в новую систему материального взаи модействия с природой.

Маркс писал: «Веществу природы он (человек. — В.К., М.К.) сам противостоит, как сила природы»1. Человек как материальное суще ство с помощью материальных средств и орудий труда воздействует на материальный предмет и преобразует его в соответствии со своими материальными потребностями. Значит, здесь имеет место матери альная система взаимодействия, но в то же время принципиально отличная от биологического обмена веществ. Ее специфика состоит прежде всего в том, что отношение человека к природе является активным, преобразующим. Оно опосредствовано применением орудий труда и внутренне сопряжено со специфически человеческой формой отражения — с сознанием. Труд носит сознательный характер, является целесообразной деятельностью. «Человек не только изме няет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю»2.

1

   Марке К, Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 23. С. 188.

2

   Там же. С. 189.

Новости