Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 399



могут, в свою очередь, действовать объективные законы. Анализ пока зывает, что эта модель реализуется в различных проявлениях жизни человека и общества. И потому нет ничего исключительного и удиви тельного в том, что в сознательной деятельности людей формируются и существуют отношения, не только независимые от сознания и деятельности, но и выступающие в качестве их социальных детерминант.

Действительно, никого не удивляет то, что законы логики суще ствуют в мышлении, и оно им подчиняется, но законы эти не зависят от воли и сознания индивида. Он обязан их принять как данное и подчиняться им, сознательно или неосознанно. То же самое можно сказать о правилах грамматики, которые существуют в языке, но неза висимы от индивида, вынужденного их принять, если он хочет сделать свою мысль доступной восприятию других. Объективным, незави симым от субъекта является содержание научных знаний. Есть такого рода независимые от субъекта объективные детерминанты и во всех других сферах человеческой деятельности, которыми человек созна тельно или бессознательно руководствуется и нарушить которые он не может, не делая бессмысленной саму деятельность.

Но отношения нельзя и отрывать от деятельности, придавать им самостоятельное значение, ибо тогда они теряют почву, повисают в пустом пространстве. Поэтому в обществе не может существовать система материальных отношений между людьми, не отвечающая реальным условиям их общественной жизни, характеру деятельности. Характеризуя общество как продукт взаимодействия людей, Маркс говорит: «Общество, то есть сам человек в его общественных отношениях»1. В этом смысле общественные отношения естественны для каждого данного общества, то есть они не построены искусственно, а складываются «помимо воли и сознания человека, как (результат) форма деятельности человека, направленной на поддержание его существования»2. Таким образом и выделяется тот аспект анализа общества, без которого материалистическое понимание истории, ее научное исследование вообще невозможны и немыслимы.

1

   Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 46. Ч. II. С. 222.

2

   Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 149.

Новости