Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 405



общности и т.д., то есть категориях, позволяющих вскрыть законо мерный характер человеческой деятельности в истории. В обоих срезах анализа истории человек, конечно, присутствует, но лишь как компо нент более общей системы — производительных сил, производственных отношений, класса и т.д. Между тем задачей гуманитарного знания — и в этом его отличие от типа знания естественнонаучного — является познание не только общих, необходимых, существенных связей и отно шений, но и познание их проявления в индивидуальном. Поэтому, например, в истории как науке индивидуальное событие, исторический факт служат не только основой обобщения, но имеют и самостоя тельную ценность1. Историю творят люди, накладывающие на ее ход печать своей деятельности, индивидуальности.

Теория общественного развития сталкивается здесь с одной весьма существенной проблемой. Развитие истории предполагает появление нового во всех сферах жизни: и в производстве, и в социальных отно шениях, и в науке, и т.д. Но новое в обществе является только резуль татом деятельности общественного человека. Иначе говоря, только люди — классы, массы, отдельные личности, только их творческая деятельность — служат источником нового в общественной жизни. Теория должна учитывать и то, что признание творческого начала, идущего от человека, неоднократно являлось поводом для отрицания объективных закономерностей общественного развития. Ибо то, что из созданного человеком действительно становится фактором исто рического процесса, включается в объективный ход истории, а также социальные последствия, которые это новое вызывает, зависят от объективных условий и законов общественного развития. Поэтому, конечно, здесь имеется противоречие, но противоречие диалектиче ское, которое постоянно разрешается в ходе реального исторического процесса и постоянно возникает вновь.

Но не только люди делают историю, а и история делает людей. Более того, история приобретает смысл, если она раскрывается как история собственного развития человека. И эта идея, составляющая третий аспект социально-философского анализа, заложена в самой сущности материалистического понимания истории. Поэтому все

1

Философские проблемы исторической науки. М., 1969. С. 21.

Новости