Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 439



ственное расслоение, большие различия между бедными и богатыми, коррупция и самодурство, уменьшение сырьевых ресурсов, ухудшение ситуации с окружающей средой, серьезное отчуждение в жизни чело века, люди обнаружили, что между развитием производства и счастьем человека не существует линейной связи. Проблемы, которые во второй половине двадцатого столетия беспокоили Франкфуртскую школу и других западных марксистов, теперь появились в Китае. Сейчас китайцев больше всех заботит уже не развитие субъективности чело века и рыночной экономики, а проблемы отношений развития эконо мики и человека, ценностные ориентации развития общества. Отвечая на эти изменения, Коммунистическая партия Китая выдвинула новый руководящий принцип, суть которого «человек как основа, создание социалистического гармоничного общества, осуществление концепции научного развития». Китайское общество вступило в новый этап развития. Эти громадные изменения в реальной жизни оказали значи тельное влияние на развитие китайской философии. Философов больше не интересует диалектический материализм, но они накрепко соединили вместе изучение практического материализма и историче ского материализма. В сегодняшнем Китае людей больше всего инте ресует исторический материализм. При изучении исторического мате риализма упор делается не на закономерностях истории развития и определяющей роли производительных сил, а на отношениях исто рического материализма и ценностных ориентациях человечества, а также освобождении человека, на связи исторического материализма с европейской культурой, ее месте в философской мысли Маркса, отношениях между философом Марксом и философом Энгельсом, отношениях между деятельностью человека и историческим материа лизмом. И как раз при обсуждении этих проблем китайские философы вновь вспоминают Келле, ибо его идеи в сегодняшнем Китае имеют актуальное реальное значение.

Общеизвестно, что среди теоретического вклада Келле одной из наиболее высоко оцениваемых российской философской обществен ностью его идей было оригинальное понимание исторического мате риализма. Еще в 50-е гг. прошлого столетия Келле и Ковальзон вместе выдвинули следующее положение: исторический материализм имеет богатое содержание, является методологией изучения исторического

Новости