Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 454



Лекции Владислава Жановича были для меня, сравнительно моло дого преподавателя, школой подлинного мастерства и свидетельством скрытого сопротивления стереотипам, привитым тогдашней полити ческой системой. Они отличались тематической и логической после довательностью, систематичностью. В лекциях он прибегал к примерам, взятым из истории философии, из современной политической жизни. Они проясняли сложные ходы рассуждений и делали читаемый курс по философии марксизма живым и необходимым для понимания процессов не только современности, но и культуры в целом. Знаме нательно, что этот курс читался за десятилетие до перестройки. В.Ж. Келле вскоре будет одним из авторов замечательного учебника «Ведение в философию» под редакцией И.Т. Фролова, где эти идеи присутствуют. Но тогда мне это помогло понять и оценить творческий потенциал марксизма и глубже проникнуть в осмысление колоссальных сдвигов, происходящих и в Советском Союзе, и в мире.

До этого официозная наука продолжала утверждать нечто иное. Выводы её объявлялись непререкаемыми, превращаясь в «символ веры», и потому к социальным переменам она оказалась не готова. Другое дело, что ученые были вынуждены молчать, работать в стол, менять профиль своих исследований, переходя в более безопасные сферы. Поле гуманитаристики тогда резко уменьшалось, но «биение мысли» всё же не останавливалось. Преподавание общественных наук в огромной степени, как мне представляется, было упрощено, жестко регламентировалось, следствием чего становилось утверждение стерео типов в общественном сознании, вульгарных представлений и наивных идеалов. Не учитывалось ни своеобразие изучаемых объектов обще ственных наук, ни то, что тут нет «вечных» законов. Ведь общество — самый сложный, многомерный, постоянно развивающийся организм. Тем не менее общественные науки оценивались по критериям, принад лежащим иному классу научных дисциплин. Во всех случаях в техни ческом вузе отношение к социальным дисциплинам известное. Надо признать, что нередко обществоведы в таком перекосе сами виноваты.

У нас до сих пор не хватает рефлексии по поводу истории обще ственных наук в Советском Союзе, не написано объективного полно ценного труда на эту тему. В истории этого вопроса хватало и догма

Новости