В.Д. Мазаев
ПУБЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
стр. 94


ные начала не играют никакой роли. Это подтверждает и автор: «Этим устраняются все нескончаемые и чрезвычайно запутанные споры о том, какие права следует причислять к публичному и какие к частному праву»1. Такая точка зрения является достаточно интересной и имеющей практическую значимость и в наше время.

Вторая группа теорий, отрицающих дуализм права, заслужива-f ет более пристального внимания, так как касается не только внутрисистемных вопросов права, но и существования частного права или публичного права в зависимости от направленности политического мировоззрения и уровня радикализма политических взглядов. Частное право отвергается по причинам недопущения , чрезмерного развития индивидуализма, частной предприимчивости, развития частнособственнических начал в экономической системе, как сфере, регулирующей интересы индивидов, обеспечивающей предприимчивость, личную заинтересованность, частную инициативу. Публичное же право подвергается осуждению со стороны либеральных политико-правовых теорий за склонность вторгаться в частную жизнь людей, за обобществление собственности, централизацию правового регулирования, подавление частной инициативы и т.п.

Идеи так называемого «юридического социализма» развивал австрийский исследователь А. Менгер. Суть его концепции состояла в том, чтобы решить сложные социальные вопросы сугубо юридическими средствами. Он констатировал: «Современные системы частного права представляют повсюду духовный продукт не всего народа, а только привилегированных кругов населения, которые навязали их неимущим классам посредством борьбы, длящейся уже тысячи лет»2. А. Менгер, наблюдая активное вмешательство государства в область хозяйственных отношений, делал вывод о том, что грань между частным и публичным правом все более стирается. Поэтому, исходя из своей теории, он предсказывал построение социализма без революций, в рамках капиталистического строя.

Одним из наиболее мощных правовых и политических направлений мысли было движение солидаризма, во главе которого стоял JI. Дюги. Он распространил свою концепцию права как социальной функции и на сферу частного права. Он отвергал представления о частной собственности как абсолютном вещном праве.

1

   Там же. С. 851.

2

   Менгер А. Гражданское право и неимущие классы населения. СПб., 1905. С. 9.

Новости