В.Д. Мазаев
ПУБЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
стр. 115


Но вернемся к работе Н.Н. Алексеева. В принципе многие положения указанной работы вызывают изумление своими прогностическими возможностями. Например: «У нас сейчас есть две группы политиков: одна из них торжествует, что в России водворяется капитализм, и поет дифирамбы частной собственности; другая готовит себе место будущей социалистической оппозиции в будущем капиталистическом государстве, то есть предполагает начать более или менее безответственную войну против частной собственности после падения коммунистической власти»1. И далее: «Таким образом, критически проблему частной собственности никто не ставит. И никто не имеет практической социальной программы, которая основывалась бы на подобном критическом рассмотрении вопроса о собственности»2. Эта картинка как будто списана с наших дней, хотя эти слова относятся к 1928 г. Особенно гневно Н.Н. Алексеев обращается к той категории политиков, и публицистов, которые, радуясь падению коммунизма, злорадствуют над народом по поводу попытки создания социального рая. Он предупреждает, что новый капитализм породит новых социалистов и коммунистов, которые будут разрушать здание капитализма. Такую перспективу Н.Н. Алексеев называет скверным историческим анекдотом. И он пытается создать свой план будущей экономической системы России, которую и называет «государственно-частной системой хозяйства». Суть ее в следующем. Необходимо разделить институт собственности и институт публичной власти. Разница между этими институтами огромная. Так, субъектом публичной власти является социальное целое, которое доминирует над частными собственниками, кроме случаев, когда государство само является собственником и вступает в гражданско-правовые отношения. Объектом публично-властных отношений являются не объекты собственности, а лица. Причем Н.Н. Алексеев мыслит государство как «...совокупность исторических поколений граждан, умерших и не родившихся, как единый народ или организованная совокупность народов»3. Вообще, это примечательная черта евразийцев, которые отвергали западноевропейские либеральные схемы разделения государства и гражданского общества. Другая яркая черта евразийцев — это утверждение преобладания духовных начал над материальными. Поэтому и Н.Н. Алексеев призывает при реформировании института собственности не ограничиваться только юридическими механизмами, а обращать

1

   Алексеев Н.Н. Указ. соч. С. 188.

2

   Там же.

3

   Там же. С. 264.

<

Новости