В.Д. Мазаев
ПУБЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
стр. 124


и приватизация, т.е. социализационный и приватизационный процессы.

Суть этих процессов в том, что коллективная жизнь невозможна, с одной стороны, без присвоения индивидом, организацией материальных и духовных благ (реализация частного интереса), а с другой — без возникновения различных социальных институтов, исполнения обязанностей, ограничения прав и свобод (реализация общественного интереса). Как настоящие стороны подлинного противоречия, данные противоположности находятся в сложнейшей диалектической взаимозависимости, постоянно переходят друг в друга, проявляют себя в различных формах на всех уровнях социальной организации на протяжении всей истории человечества. (Нечто аналогичное обнаруживается в жизни организмов, условием существования и развития которых является противоречие между двумя противоположными процессами — ассимиляцией и диссимиляцией.)

Учет в деятельности людей закона социализационных и приватизационных процессов является необходимым условием существования и прогресса человеческой цивилизации. При этом следует учитывать, что равновесие противоречия не может быть вечно. Только стремление к гармонизации противоположных процессов обеспечивает стабильность и выживаемость социальной системы. Там же, где одна из сторон получает приоритет, эти цивилизации обречены на застой и дальнейшую гибель. Отдельные народы, цивилизации могут «зацикливаться», абсолютизировав одну из противоположностей, тем самым оторваться от столбовой дороги развития человечества. Их удел — сначала сверхустойчивость, затем стагнация, в конечном счете, гибель. Заблуждаются те, кто думает, что цивилизация, народы, как бы не плутали в поисках путей развития, рано или поздно проблемы решают. Вспомним историю. Сколько погибло цивилизаций — североафриканские, междуречья, майя, ацтеки, этруски, а сколько еще, о которых мы и не знаем! Можно выдвинуть гипотезу, согласно которой гибель их подстерегла именно потому, что не нашли правильного соотношения между социализационными и приватизационными процессами функционирования и развития своих культур. Вероятно, Рим пал по причине абсолютизации приватизационной стороны, когда социализационный процесс был свернут и распались социальные структуры. Наоборот, Спарту погубила абсолютизация социализационной стороны.

Если проанализировать исторический процесс через призму названного противоречия социальной системы, можно убедиться, что «мое и наше», «частное и публичное» находятся в органической

Новости