В.Д. Мазаев
ПУБЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В РОССИИ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
стр. 125


взаимосвязи на протяжении всей истории человечества1. Взаимодействуя, «борясь между собой, социализационный и приватизационные процессы обеспечивают жизнь общества, обусловливают то, что отмечали классики марксизма-ленинизма — отсутствие «чистых, однородных по типу общественных отношений и собственности обществ».

Как нам представляется, концепция основного системообразующего противоречия социальной формы движения материи (единство и борьба двух противоположных процессов — социализаци-онного и приватизационного) носит перспективный характер. Она позволяет по-новому осветить место и роль различных социальных явлений и идей, в том числе правовых.

Следует отметить, что в российской экономико-правовой литературе также признается постоянное диалектическое соотношение частного и публичного в отношениях собственности. Вместе с тем это признание сопровождается классическим выводом о том, что полярности между частным и публичным могут быть преодолены, результатом чего должно стать появление новой формы собственности с более хорошими качествами. Например, С.А. Зинченко и Н.С. Бондарь выделяют перспективу появления общественноиндивидуального типа собственности2. В.П. Мозолин полагает, что диалектика общественного и частного в отношениях собственности должна быть сориентирована на новейшие формы капитализма3.

Методология, основанная на диалектике социализационных и приватизационных начал в развитии общества позволяет сделать два основных вывода: во-первых, соотношение частной и публичной собственности характеризует способ существования и развития отношений собственности; во-вторых, диалектика этих форм не обусловливает снятие, упразднение этих форм, она предполагает их постоянное взаимодействие либо в форме противоборства, либо взаимопроникновения. И качественное развитие этих форм связано с оптимальными пропорциями их соотношения, наполнением их новым содержанием, а не с появлением каких-то новых идеальных форм, подходящих для признания в качестве новых приоритетов и идолов для поклонения.

Итак, из концепции основного системного противоречия социальной формы движения материи можно сделать следующие выводы:

1

   См.; Вырелкин В.П. К проблеме общесистемных противоречий социума.

2

   См.: Зинченко С.А., Бондарь Н.С. Собственность, свобода, право. Ростов н/Д, 1995. С. 68.

3

   См.: Мозолин В.П. Указ. соч. С. 17—23.

Новости