Млечин.Л.
Президенты России
стр. 226



вославным верующим, Сталин подложил мощную бомбу под буду щее Украины.

Другой пример. «Христианская Армения в мусульманском окру жении» — такое восприятие действительности многое объясняет в поведении армян, в частности обиду на русских, которые «броси ли в беде» братьев-христиан. И напротив, в Азербайджане попыт ки включить Нагорный Карабах в состав Армении воспринимаются как оскорбление ислама.

Можно ли избежать полного обособления республик и кровавых межреспубликанских конфликтов — вот о чем думали в 1991 году. Нагорный Карабах, где не удавалось остановить войну, показывал плохой пример. Безвыходность подобных ситуаций в том, что по ведение конфликтующих сторон определяется особым состоянием массового сознания, которое ориентировано на бескомпромисс ность, на борьбу с «чужими», «неверными».

ПЕРВАЯ КРОВЬ

1989-й был тяжелым годом. Кровь пролилась в Нагорном Ка рабахе, в Абхазии, в Фергане... Республики были поглощены на циональной идеей, все силы устремились на борьбу с врагом, на обличение его коварства и подлости. Между Азербайджаном и Арменией шла настоящая война.

Когда сход лавины начался, ее уже не остановишь. На каждое оскорбление отвечают ударом, на брошенный камень — выстрелом, на остановленный поезд — взрывом моста.

И было ясно, что даже лучшие московские сыщики, ведущие особо важные дела, не сумеют распутать цепочку причин и след ствий: что было сначала — армяне стали забрасывать камнями азербайджанских машинистов или азербайджанцы ломать и кале чить вагоны с грузами для Армении?

Действие от противодействия уже невозможно отделить, они слились, создав бесконечно взвивающуюся вверх спираль наси лия. И уже нельзя рассадить противников по партам и сказать: «Ты первый начал, ты и виноват, а теперь помиритесь».

В обеих республиках массовое сознание было охвачено истери ей бессилия: одни не могли обеспечить своих детей и женщин всем, что необходимо для нормальной жизни. Другие не в состоя нии прекратить то, что воспринимается как попытка оторвать часть республики. Истерия бессилия переросла в истерию жертвеннос ти: «Все погибнем, но не уступим». Чем дальше, тем больше уко ренялись эти настроения. Рассказы о коварстве, жестокости, под лости другой стороны только укрепляли веру в собственную пра воту и готовность идти до конца.

После Сумгаита и Ферганы стало ясно, что стране грозят на циональные катаклизмы. Национальная проблема стала уже не


Новости