Млечин.Л.
Президенты России
стр. 707



отличие от Ельцина он осеняет себя крестным знамением и зна ет, как вести себя в церкви.

31 декабря 1999 года Алексий II с амвона храма Христа Спаси теля призвал «молитвенно поддержать Владимира Владимировича».

Но разговоров о вере Путин старается не вести даже с иност ранными журналистами:

—    Я не хочу распространяться на эту тему, так как считаю, что это очень личное. И не думаю, что эту тему следует использовать в политических целях.

Известен поучительный рассказ Путина о том, как на пепели ще сгоревшей под Санкт-Петербургом дачи он отыскал только на тельный крестик. И понял, что нетленны лишь духовные ценности православия. Неизвестно, каким путем он пришел к вере, читал ли он серьезную религиозную литературу, вникал ли-в многосложные богословские вопросы или удовлетворился тем, что стал ходить в церковь и беседовать с батюшкой.

Путин — первый после 1917 года глава России, который при знается в своей религиозности. У одних это вызвало удовлетворе ние, у других озабоченность. ,Вера — личное дело каждого. Но в современной России церковь ищет для себя новую политическую роль, поэтому так важны ее взаимоотношения с властью.

При Ельцине она удовлетворялась таможенными и налоговыми льготами, что позволило православной церкви неплохо заработать на импорте в страну сигарет и спиртного.

При Путине церковь рассчитывает влиять на общественно-по литическую жизнь. Это вызывает как поддержку тех, кто считает, что только вера укрепит народ, так и сопротивление тех, кто на поминает: Россия — светское государство.

И дело не только в том, что Россия — многоконфессиональная страна, и всякая привилегия, дарованная православной церкви, вызывает раздражение других конфессий, в первую очередь мно гочисленных мусульман. Само по себе влияние церковных инсти тутов на власть в светском государстве должно быть ограничено. Потому что это'влияние не Бога и не религии как таковой, а кон кретных церковных иерархов, которые преследуют весьма земные цели. Иерархи придерживаются достаточно консервативных взгля дов, и их цели часто расходятся с потребностями общества.

Газеты называют имя духовника Путина — это наместник Сре тенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Он это не опровергает. Накануне поездки Путина в Грецию в декабре 2001 года архимандрит рассказал афинской газете «Хора», что Путин когда-то пришел к нему в храм, поскольку он располо жен на Большой Лубянке, недалеко от прежнего места его рабо ты в КГБ.

—    Когда президент был в Валаамском монастыре, — поведал духовник Путина, — то в одной из бесед высказал мнение, что без православия не было бы и самой России. И в нынешнем возрож

Новости