Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 57



Если это венгры, то в 862 г. они сами ходили в глубь Европы. Итак, на 200 судах руссы направились против Михаила III, занятого войной с «агарянами», т. е. арабами Сицилии. Считая даже по 40 человек на судно 14, войско Аскольда и Дира не превышало 8 тыс. человек.

Они неожиданно прорвались через Босфор в Мраморное море к Константинополю и осадили его; по призыву эпарха император воротился из похода; он «едва в град вниде». Вместе с патриархом Фотием он будто бы прибег к молитве, которая помогла. Поднялась буря, разметала русские суда, часть прибила к берегу, где большинство воинов было перебито, и мало их вернулось домой.

В греческой хронике продолжателя Амартола текста об Аскольде и Дире не было: его вставил древнерусский переводчик 15. Поход отразился и в современных событию проповедях патриарха Фотия, который в первой проповеди с ужасом говорил о нависшей над столицей угрозе и подчеркивал, что Русь объединялась и крепла («пресловутый народ рос, поработив области вокруг себя и возомнив поэтому о себе высоко, поднял руку на царство ромеев») и что Константинополь едва не погиб от русских мечей . Это произошло 18 июня 860 г. и подтверждается также Никитой Пафлагонским (IX в.) 17 и византийскими хронистами X в.— продолжателем Феофана 18 и Симеоном Логофетом 19. Венецианский хронист Иоанн Дьякон (начало XI в.) даже утверждает, что руссы (он их именует нор-манами) ,имели 360 судов и ушли «с триумфом» 20. Об этом набеге упоминал с иронией в письме к императору и папа Николай 121, который знал и о последовавшем вскоре набеге руссов на Абеегун. Руссы умело выбрали время похода и выступили против Византии одновременно с арабами.

Этот поход Руси вызвал усиление дипломатической активности Византии в Хазарии, куда было направлено посольство, в состав которого входил Кирилл, подвизавшийся тогда вместе с Мефодием в Крыму. Вскоре, видимо, был вновь восстановлен мир и скреплен договором. Константин Багрянородный в биографии своего деда императора Василия I (867—886) писал: «Богатыми дарами, золотом, се- « ребром и шелковыми одеждами он привел народ россов, воинственный и безбожный, к переговорам и, заключив с ними мирный договор, он их убедил принять святое крещение и устроил [это дело] таким образом, что они приняли архиепископа, посланного патриархом Игнатием [866—



Новости