Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 73



Принятие христианства имеппо по православному обряду произошло вовсе не «токмо от благого помысла и остроумия» Владимира, как казалось митрополиту X] в. Ила-риопу 107. Советские историки установили, что феодальная Русь нуждалась в классовой религии. Исследования наших и зарубежных авторов показали, что в длительном процессе христианизации Руси 108 свою роль сыграли и Болгария 109 и Чехия110, что правители и католического и мусульманского миров хотели видеть Русь своим: союзником и что записанное в летописи предание (при всей анахро-нистичности и курьезности его 11!) о прибытии на Русь еврейского (хазарского), мусульманского (булгарского), католического (немецкого) и православного (византийского) j(ерко вио-но лит ических посольств имеет в основе вполне здравую мысль о внимании правительства Владимира к международным последствиям выбора именно константинопольской патриархии в качестве церковного эпицентра Руси. Я не касаюсь здесь характера церковной организации на Руси, где, быть может, церковная митрополичья иерархия вполне сложилась лишь к 1037 г., и вполне возможно, что кафедру должны были попеременно занимать то грек, то русский, как это утверждает Гршшра112. Хочу отметить, что Владимир вывез из Херсона в Киев церковные сосуды и священников во главе с Анастасом (оказавшимся, как мы видели, изменником); доставлены были в Киев и мощи св. Климента пз, которым будет суждено сыграть некоторую роль в политической борьбе XII в. Киевские книжники придали позднее (не ранее конца XI в.) тексту о крещении Руси антиеретическую 114 и антикато-лическую 115 направленность, отметив и предназначенную Руси роль в «просвещении» подвластных ей неславянских народов.

Церковь в лице митрополита, епископов, священников, паломников стала влиятельным элементом и внешней политики и самой дипломатической службы. Принятие христианства содействовало русско-византийскому культурному сближению; оно было прогрессивным явлением, в оценке которого допускались ненужные крайности нигилистического и апологетического характера. Серьезные исследования (Г. К. Вагнера, В. И. Левицкой и др.) свидетельствуют П6, что даже в таких сферах христианской культуры на Руси, как мозаичная живопись, храмовая архитектура и т, п., широко участвовали местные техниче



Новости