Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 88



чему Святослав ограничил свою власть и в Болгарии номинальным вассалитетом. Победа же Византии сокрушила болгарскую государственность. Восточная Болгария оказалась под властью Византии (972 г.).

Попытка Владимира Святославича (имевшего двух сыновей «от болгарыни») 8 поддержать уцелевшее Западноболгарское царство Самуила (980—1014) была еще менее удачна, и Русь, испытывая нарастающее давление кочевников, была вынуждена считаться с реальностью и стабилизировать дунайскую границу с Византией. Первое Болгарское царство пало (1018 г.) под ударами войск императора Василия II Болгаробойца.

Дунайская граница просуществовала вплоть до монгольского нашествия, несмотря на возникавшие у юго-западных перемышльских князей (у Василько Володареви-ча) проекты «переяти болгары дунайские» и переселить на русскую сторону («носадити я у себя») 9 и на неизбежные по условиям времени конфликты в этой этнически пестрой, экономически оживленной и политически значимой зоне.

Проекты Василько Володаревича но были беспочвенны. Те, кого наша летопись называла «подунайцами» (а Атта-лиата рассматривал как «смешанный варварский народ, живущий у Истра»), были вовлечены в богомильское движение 1082 г.; одни из его руководителей, Травл, нашел здесь союзников, включая и пижпедупайских — правителя Силистрии Татуша и правителей Вичина Сеслава, Сацу и др. В движении в феме Паристрион участвовали также половцы и печенеги. Через несколько лет на севере Болгарии появился с половцами Лже-Диоген (он выдавал себя за сына Романа IV Диогена), к которому примкнула часть болгаро-влашского населения фемы. Успех его был недолог 10. Вновь окажется он здесь, ужо с русской помощью, позднее.

Но культурные связи Руси с болгарами никогда не прерывались (тому свидетельство — Изборник 1076 г. Святослава Ярославича) и вновь окрепли с образованием Второго Болгарского царства, победе которого над Византией содействовали и русские дружины (см. стр. 203).

Южные славяне тоже известны летописцу: «А се ти же словени — хрвате белии [балканские], и серебь [сербы], и хорутане [словенцы]» п. Центрами связи с ними были русские подворья Константинополя (при монастыре св. Мамонта) и Афона 12. Письменные памятники хранят следы тесных культурных взаимоотношений Руси и южных славян 13.



Новости