Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 103



ке Ширвана написано, что «это была резня, подобной которой никогда не упоминалось» 28. Только небольшому отряду во главе с царем аланов удалось прорваться и уйти. Попытка руссов и аланов в следующем 1033 г. расквитаться была отбита. После этого, по словам современных хронистов, «навсегда были прекращены притязания неверных на эти исламские центры», — Дербент и Шир-ван 29.

В. М. Бейлис в своем письме любезно обратил наше внимание на неопубликованное упоминание руссов Мас'-удом ибн Намдаром, бывшим казначеем г. Байлакана: «Сторонник ширваншахов, он был изгнан горожанами и, оплакивая свою судьбу в стихотворении „Порицание не-к их низостей. Жалоба на свое положение" (начало XII в.), в следующих словах осуждает их: „Уже сравнялись [дела] косноязычных из Байлакана с тем, как поступали русы в Шабаране11. Шабаран — название области вдоль побережья Каспия (ныне южной части района Кубы), а также неукрепленного города, известного со времен арабского завоевания; ширваншах Фарибурз ибн Салар (около 1063 г.— не ранее 1111 г.) пытался сделать его центром своих владений. Возможно,— пишет В. М. Бейлис,— что за этим сообщением стоит какое-то событие, связанное с активизацией кавказской политики тмутараканских князей 70—80-х годов XI в.» 30.

Восточные источники о принятии Русью христианства позволяют задуматься и об ее связях с Хорезмом.

В летописи сохранился любопытный рассказ, облеченный в легендарную форму, об «испытании вер» князем Владимиром. В этой легенде есть рациональное зерно: принятию христианства при Владимире предшествовала оценка КЕтязем и его двором международной стороны дела. В связи с этим заслуживает внимания рассказ иранского антологиста XIII в. Мухаммеда Ауфи о посольстве русского князя по имени Буладмир в Хорезм с целью изучения возможности принятия ислама31. Рассказ этот дошел до нас в поздней легендарной обработке; истоки его ведут в Среднюю Азию домонгольского времени, так как именно из какого-то ныне утерянного среднеазиатского источника Ауфи и заимствовал свои сведения. Мы не знаем точно, состоялось ли русское посольство в Хорезм при Владимире, хотя и отрицать его оснований у нас нет,— в X—XII вв. влияние Хорезма (во всяком случае рели


Новости