Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 128



надеясь получить jus ad rem на Киев, поскольку jus in re они уже утратили8. Григорий VII формально исходил из идеи вселенского папства. Это главная идея; ее утверждению служили идея «справедливости» — покровительства беглецу и идея «унии» — единения, столь нужная для сохранения и расширения влияния папства в Италии. Ярополк просил вернуть отчину родителям, а получил от папы признание в грамоте от 17 апреля 1075 г. их юридического права на княжение; папа не отважился жаловать ему самое «королевство». А. Циглер очень тонко доказал, что ни о каком вассалитете князен-эмигрантов относительно папы не может быть речи. Папа поддержал их юридически, это «отношение защиты» св. Петра русскому государству Изяслава 9. Следовательно, дипломатический демарш Изяслава вовсе не был так бесперспективен, как может показаться, особенно, если он был подкреплен наличными дарами и обещанием еще больших в будущем, когда папа поможет вернуть имущество, отнятое в Польше, и киевский стол на Руси. Папа строил расчет на успехе Изяслава и просил его оказать поддержку послам курии, когда они будут действовать на Руси10.

20 апреля 1075 г. папа направил послание Болеславу II, требуя возвратить Изяславу отнятое имущество’1, и, как полагают католические авторы12, тот возвратил. Это возможно, ведь польский король, правда через полтора года, отрядил войско в помощь Изяславу, и, может быть, отнятое пошло на его оплату. Где провели это время князья — не знаем. По занятии Киева Изяслав, разумеется, не дал воли папским легатам, но, вероятно, отблагодарил их.

С его преемником Всеволодом Ярославичем отношения завязывает равеннский архиепископ аптипапа Климент III, который как креатура императора Генриха IV искал поддержки и Византии и Руси в связи с подготовкой первого крестового похода (1096—1099) 13.

На это время приходится один загадочный эпизод. Жил-был архиепископ ликийского города Миры Николай (280—343); в V в. император Феодосий велел воздвигнуть над его могилой базилику. 9 мая 1087 г. по просьбе местного духовенства (посредством пиратской кражи) 14 норма-ны перевезли его прах в г. Бари (захваченный в 1071 г. Робертом Гвискаром), где в 1089 г. папа Урбап II (1088—-1099) велел устроить над ним гробницу. В этом же году



Новости