Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 138



историка ал-И’куби (IX в.) сообщается о нападении в 844 г. «кораблей [народа] ал-Маджус, который называется ал-Рус» на Севилью 14. Арабо-испанский историк Ибн ал-Идари писал, что в конце июня 971 г. разнесся слух, что «зашевелились проклятые ал-Маджус ал-Урдмани; что они появились на море и по своему обыкновению устремились к западным берегам ал-Андалус [Испании]». Как и па Черном море, вместе с руссами и варяги не раз ходили в экспедиции на Средиземноморье и в Атлантику. Последнее известие, кажется, связано с тем, что из болгарского похода 967 г. Святослав в согласии в Византией отпустил часть наемных варягов в Испанию. Такой вывод позволяет сделать сообщение Ибн Хаукаля, который в 969 г. побывал на юге Каспия в Гурджане и записал, что после похода на Хазарию и Булгарию руссы «немедленно отравились в землю ал-Рум [Византию] и в ал-Андалус [Испанию] и разделились на две партии» 13.

Церковное мировоззрение помешало древнерусским книжникам сохранить более полные сведения о связях Руси с мусульманским миром. А что такие связи были, видно даже из случайных упоминаний: в Курске Феодосий Печерский встретил паломников из Палестины (начало XI в.) 16; в 1065 г. летопись, говоря о недобрых приметах, вспоминает, что «в Сурии же бысть трус велик, земли раседшися трий поприщь, изиде дивно и земле мъска [мул], человечеськым гласом глаголющи и пропо-ведающе наитье языка, еже и бысть: наидоша бо срацини на Палестиньскую землю». Эти сообщения Амартола относятся к 744 и 746 гг.

Едва ли следует пренебрегать возможностью церковно-политических связей Руси с александрийским, антиохийским и иерусалимским православными патриархатами с первых же лет принятия ею христианства. Переход Палестины под власть египетских Фатимидов (969 г.), за исключением времени халифа ал-Хакими (966—1021), не изменил статуса христианского квартала в Иерусалиме, связанного нитями паломничества и торговли как с православным, так и с католическим миром. Натиск турок на Византию и захват ими Иерусалима (1078 г.) осложнили эти связи, которые вновь оживились с образованием Иерусалимского королевства (1099—1187) 17.

Есть любопытное известие и об участии русских воинов в крестовом походе 1097 г. В «Истории Иерусалима


Новости