Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 189



смыслу сообщения горожане (поддерживая в этом князя) и простое духовенство выступали за дешевую церковь против засилия чуждых им ставленников митрополи-та-грека. Отголосок подобного же недовольства новгородцев Нифонтом мы отмечали выше. Но вскоре Леон вернулся, найдя поддержку в грекофильских кругах ростовской знати при дворе вдовы Юрия Долгорукого и ее сыновей Михаила и Всеволода.

В 1162 г. Андрей решительно расправился с «передними» мужами своего отца, выслал свою мачеху и ее сыновей — Мстислава и Василько, своего брата Всеволода и племянников — Ростиславичей и (вторично) епископа Леона47 — все эти люди, видимо, сносились с противной партией и мешали единодержавию и политике Андрея. И что же? Они уехали в Византию, где император Мануил дал («дасть царь») Васильку Юрьевичу четыре города «в Дунае», а Мстиславу — «волость Оскалана»48. В это же время византийское правительство сделало шаг навстречу га-лицкому Ярославу Осмомыслу — в Фессалониках был отравлен его соперник Иван Берладник49.

Превратности судьбы епископа Леона не кончились. Андрей вновь вернул его (причем «покаявься от греха»), но в Суздале «не дал ому седети», а пустил его в Ростов. Впрочем, не надолго, так как вспыхнул спор из-за постов. По мнению княжеской летописи, Леон был не только стяжатель, но и еретик, выступавший за посты. Отмена поста в среду и пятницу, если они приходились на праздники,— особенность русской церковной практики, отличавшая ее от византийской, возникла неизвестно когда50, но уже засвидетельствована игуменом Феодосием в XI в.51 Еще недавно этому вопросу не придавали значения, и Нифонт говорил: «аще едят, добро; аще ли не едять, а луче»52. Возможно, одна из группировок видела в нарушении византийской практики постов проявление пагубного влияния союзов с латинскими государствами53.

Но когда епископ Леон в 1164 г. начал в Суздале (куда прибыл из Ростова) учить «не ести мяс в господския праздники, в среды и пяткы, ни на рождество господне», это вызвало общественную бурю — «и бысть тяжа про* то велика» и не где-нибудь, а «пред благоверным князем Андреем и предо всеми людми», т. е. перед сословным собором. На этом соборе владыка Федор «упре» Леона54, который был обвинен в ереси и решил ехать к патриарху «на исправленье», т. е. жаловаться.


Новости