Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 200



он пользовался русскими переводами канонического права (кормчей). Русским был и первый учитель Данилы, автора «Житща кральева и архиепископа српских».

В сербскую письменность XII—XIII вв. проникли такие памятники, как Служба о Борисе и Глебе, житие Феодосия, написанное Нестором; монах Доментиан, автор жития (1264 г.) св. Симеона, живший на Афоне, использовал «Слово о ваконе и благодати» 3.

Когда наряду с сербским движением вспыхнуло освободительное восстание болгар и влахов, его руководители Петр и Асень получили поддержку из-за Дуная — от половцев и русских, под которыми можно видеть часть «по-истрийских скифов», упомянутых в речи царского грамматика Сергия Коливы 4. Последние разделили с болгарами не только успехи, но и неудачи, вроде той, о которой оставил свидетельство Никита Хониат: «Куманы [половцы], народ доселе непорабощенный, негостеприимный и весьма воинственный», и «те из Вордоны [бродники?], презирающие смерть, ветвь тавроскифов [т. е. русских], народ, любезный [богу войны] Арею, помогавший варварам на Беме [Балканах], склонились вместе с ними непобежденными и погибли» 5.

Итак, Русь участвовала в венгерской войне из-за Сербии и содействовала борьбе за самостоятельность Сербии и Болгарии.

Естественно, что с победой над Византией и возрождением Болгарского царства при Асене I Старом (1187— 1195) 6 отношения с Русью начали укрепляться.


Новости