Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 250



в 1230 г. Тогда же был подписан новый русско-польский договор, из которого летописец сохранил лишь один любопытный пункт о взаимном отказе от убийства и угона в плен челяди в случае вооруженных конфликтов. Вот как звучит статья этого договора, подтверждающая справедливость наблюдения о возрастающей стоимости рабочих рук в феодальном хозяйстве и свидетельствующая о первой попытке внести подобного рода сюжет в международное право: «Створиша же межи собою клятву Русь и Ляхове: аще по семь коли будеть межи ими усобица, [то] не воевати Ляхом руское челяди, ни Руси лядьской»71. Можно думать, что статья (одна из случайно уцелевших от более обширного договора) внесена польской стороной, ибо в другом месте летописи отмечено, что был у поляков закон «челяди не имати, ни бити, но лупяхуть» 72— значит, разрешалось челядь только грабить, но не убивать или угонять.

В итоге этой войны Конрад принудил Гремиславу уступить Краков его сыну Болеславу, вытеснив княгиню в Вислицу, чему не смог помешать Владислав Ласконогий 73. Позднее, в 1234 г., Конрад признал права Болеслава Стыдливого на Краков, оставив за собой лишь часть Сандомирщины. Бесспорно, договор 1230 г. укрепил во-лынско-польские отношения. Современники — и составитель холмской летописи, и описавший польский поход боярин Мирослав — высоко оценивали его результаты: «Внидоста со славою в землю свою,— читаем запись о Романовичах,— иный бо князь не входил в землю Лядску толь глубоко, проче Володимера Великого».

Участие Руси в борьбе за польский великокняжеский стол, разумеется, не укрылось от внимания римской курии. Толкая польских князей на сотрудничество с Тевтонским орденом в Поморье, она всячески стремилась помешать польско-русскому сближению. Курия запрещала полякам браки с русскими74, приглашение русских князей на помощь75, следила за эмиграцией из Польши на Русь76, наблюдала, чтобы латиняне, проживавшие в русских землях (а такие имелись, особенно в забужской «украине»), не утрачивали своей веры77 и т. д.

Более того, курия пыталась активизировать свою деятельность внутри Нижней Руси. Возник проект основа-кия католического епископства для Руси. Он изложен е булле папы доминиканскому провинциалу в Польше.


Новости