Главная » Статьи » 

АЛАШ

О первоначальном смысле слова алаш почти ничего не известно. Мы знаем, что оно было своеобразным кличем ногаев и алчынов. В народном же сознании термин «алаш» связан с символом государственности. В конце 1917 г. это слово-символ присвоило себе быстро набиравшее в Казах­стане силу национальное течение, возглавляемое группой казахской интеллигенции. Это же название получила в де­кабре 1917 г. провозглашенная II всеказахским съездом ка­захская автономия. Временный Народный Совет — прави­тельство автономии — назвали «Алаш-Ордой». Алаш оста­вил о себе самый глубокий след в народной памяти. Под­тверждением тому может служить тот факт, что в совре­менных условиях многопартийности в Казахстане одной из первых появилась партия с названием Алаш. Казахский народ к XX в. в наследие получил не только кочевой образ жизни, сплошную неграмотность, патриар­хально-феодальные отношения, неразвитый малочислен­ный рабочий класс, произвол царских чиновников и ряд других моментов колониального прошлого. Вместе с тем в Казахстане сформировалась блестящая плеяда выдающих­ся личностей — Абай Кунанбасв, Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин и другие. Однозначно устоявшиеся мнения о них, как о народных мыслителях и просветителях, не вы­зывает сомнений. Но думается, оно не до конца раскрывает их роль и значение в жизни казахского народа. Будучи плотью его, а, следовательно, обычными «туземцами» для царского самодержавия, они были бессильны помочь ему осознать свое достоинство и отстаивать его. О возможности образования в то время каких-либо политических объеди­нений говорить не приходится. Единственный путь борьбы за политическое и экономическое равноправие, за избавле­ние народа от невежества, бескультурья и покорности в тех условиях был путь пробуждения в нем стремления к про­свещению, науке, культуре. «Чтобы народ перестал быть толпой, — писал Абай, — нужны образованные люди, пе­кущиеся о народе, необходимо возникновение потребности в культуре и в самообразовании». Следовательно, их про­светительскую деятельность с полным основанием можно отнести к одной из форм политической борьбы, а их самих в разряд первых политических деятелей края. «Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, — говорили они, — нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре». На пути казахского народа к просвещению и культуре стояли царизм, проводимая им политика колонизации. Царское правительство уничтожало самобытность казах­ского народа и его вековую культуру. Политика «разделяй и властвуй» воспитывала в нем рабскую

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 > 

Комментарии 0 Всего

Добавить комментариий