традиционной национальной культуры, как умение вести поиск оптимальных путей решения проблем, как внимательный и доброжелательный анализ всех высказанных точек зрения, умение сгладить остроту конфликта, выработать взаимоприемлемый компромисс. Второе противоречие Бунда связано с его отношением к марксизму. Хотя бундовцы всегда подчеркивали социал-демократический характер своей деятельности, они осознавали, что марксизм не соответствует еврейскому темпераменту, индивидуалистическим наклонностям евреев-ремесленников, их терпеливому выжиданию и умеренности. Не случайно у таких лидеров Бунда как В.Д.Медем в минуты смятения вырывались признания в том, что если быть последовательным, то надо быть не марксистом, а сионистом. А пришедшие к марксизму от народничества Т.М.Копельзон и И.Л.Айзенштадт неоднократно подчеркивали, что им не удалось до конца изжить народнические взгляды. Как проявлялся конфликт между провозглашенными бундовцами идеологическими основами еврейского социал-демократического движения и сомнениями в их ценности? Во-первых, он сказывался в отсутствии у бундовцев безоглядной увлеченности и абсолютизации марксизма как научной теории. В их отношении к марксизму было больше рационализма и логики, чем веры. И этим бундовцы отличались и от большевиков, и от меньшевиков. Во-вторых, противоречие между водруженным марксистским
|