Главная » Статьи » 

О ПРОТИВОРЕЧИЯХ БУНДА

крестьянства подчинять свои интересы и нужды высшей миссии рабочего класса и объявляли высшей целью XX в. демократию. В провозглашаемой Бундом марксистской идеологии меньше было, чем у большевиков и меньшевиков, черт утопии. Но это не только не упрочивало его позиции, но даже мешало, поскольку колебания и сомнения бундовцев ослабляли решимость масс бороться со старым обществен­ным строем. Третье противоречие Бунда было обусловлено его по­пытками примирить принцип пролетарского интернацио­нализма с убежденностью в необходимости учета нацио­нальных интересов в борьбе против царизма. С первых шагов своей агитационной работы среди ев­рейских масс будущие основатели Бунда почувствовали три главные силы народной души евреев: общие чувства, общие интересы и общие верования, которые обеспечивают народу громадную силу. Еврейские социал-демократы по­няли, что нельзя ограничиваться исключительно установ­лением связей между еврейским и русским рабочим движе­нием. Сама жизнь, политическое бесправие евреев, разру­шение их экономического уклада требовали от еврейских социал-демократов ответа на сакраментальный вопрос: по­чему отстаивание национальных интересов еврейских ра­бочих противоречит, согласно марксистской теории, клас­совой борьбе российского пролетариата.                                                Процесс осознания этого противоречия продолжался в Бунде около десяти лет. Впервые его контуры обрисовал Ю.О.Мартов в своей первомайской речи в Вильно в 1895 г. На III съезде Бунда (конец 1899) уже был поставлен на осуждение вопрос о расширении национальной програм­мы Бунда, включении в нее требования равных нацио­нальных прав для евреев и открыта дискуссия по нацио­нальному вопросу в журнале «Дер Юдишер Арбайтер». IV съезд Бунда, созванный в мае 1901 г., поставил под сомне­ние марксистское требование права наций на самоопреде­ление, территориальный способ решения национального вопроса и обсудил роль национальной проблемы в пропа­ганде и агитации.  Съезд признал, что будущим государственным устрой­ством России должна быть федерация национальностей с полной национальной автономией каждой из них, незави­симо от занимаемой территории, и объявил, что понятие «национальность» применимо и к еврейскому народу. В резолюции, однако, говорилось, что при нынешних усло­виях требование национальной автономии для евреев яв­ляется еще преждевременным и пока более целесообразно
 < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 > 

Комментарии 0 Всего

Добавить комментариий