Главная » Статьи » 

ПАРТИЯ «МУСАВАТ»

в России 1905 г., Младотурецкая революция в Турции, Иранская конституционная революция 1911 г. Каждое из этих событий соответствующим образом формирова­ло концепции социальных, демократических и нацио­нальных принципов, воздействовало на специфику на­ционального мышления, находившегося под большим влиянием идей, заложенных в исламской религии, про­коммунистического толка. Партия начинала свое суще­ствование в подполье в 1911 г., но ее создатели и орга­низаторы активно участвовали в общественной жизни как политические агитаторы, журналисты, просветите­ли и благотворители, особенно в городах Гянджа (Ели-заветполь) и Баку. Идейный вдохновитель и организатор партии «Муса-ват» Мамед-Амин Расул-заде был непосредственным уча­стником русской, турецкой и иранской революций. В Рос­сии он был создателем и руководителем фракции РСДРП под названием «Гуммет», приближающейся по своим взглядам к фракции большевиков, точнее являющейся пропагандистом «левых» взглядов среди мусульманского населения. Он общался со многими русскими революцио­нерами, близко дружил с И.В.Сталиным, даже прятал его от царской охранки. Благодаря своим революционным взглядам, Расул-заде был вынужден покинуть Баку, скрываясь от царской полиции. Находясь в изгнании сна­чала в Иране, затем в Турции, он принял активное уча­стие в Конституционной революции и Младотурецком движении. Эти события, а также война 1911-1913 гг., раз­вязанная русским империализмом в Турции, оказали сильное воздействие на молодого политика, решившего распространять идеи равноправия не только среди му­сульманского пролетариата Баку и Азербайджана, но и среди мусульман и тюркского населения всего Ближнего Востока. Равноправие, по его мнению, означало самосоз­нание и самоопределение народа в сфере языка, культуры и политики. «Мусават» был первым партийным образованием на мусульманском Востоке, четко выделяющим в своих дей­ствиях демократические принципы в разумном сочетании с национально устоявшимися традициями. Провозгласив строительство нового государства новой нации — азербай­джанских тюрок, «Мусават» успешно избежал национали­стического экстремизма, доказав это своими действиями, продуманными и логичными, в отношении всех наций, живущих на территории Азербайджана в те годы. Обладая ясным и аналитическим умом, определенно романтиче­ским складом характера, Расул-задс задумал построить новое государство, исключив насилие. Руководимая им партия «Мусават» сумела уйти от рокового классового противостояния, чему способствовали и объективные фак­торы: объединительный характер исламской религиозно­сти,
 < 1 2 3 4 > 

Комментарии 0 Всего

Добавить комментариий